logo
Наука и философия науки

Рациональность

Рациональность – тип мышления, образец для всех сфер культуры. Отождествляется с целесообразностью. Это способность мышления работать с идеальными объектами, способность слов отражать мир разумно-понятийно. Возникновение рациональности приписывают античности. Сквозь призму классической рациональности мир предстал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся.

Абстрактный рационализм как односторонняя ориентация только на объективную ценность знания и эффективность оперирования им, на достижение цели, причем желательно меньшими средствами, как следование некой всеобщей законосообразности – такой рационализм отрицает (вплоть до уничтожения) индивидуальность, лишает знание субъективной спецификации, делает его внеличностным. (Лазаревич А.А. Наука, рациональность и нормы социальной приемлемости// Философия науки. № 1 (32), 2007, с. 16 – 32).

Неклассическая рациональность признает активное участие субъекта в познании мира.

Постнеклассическая рациональность характеризуется соотнесенностью знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. В объем понятия рациональность включены интуиция, польза, удобство, неопределенность, эффективность. Среди объектов появляются принципиально новые: искусственный интеллект, виртуальная реальность. Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Это единство объективности и субъективности. Здесь присутствует и социокультурное содержание.

Основные свойства научной рациональности:

-объектная предметность (эмпирическая и теоретическая),

-стремление к определенности, доказательности, проверяемости (эмпирической и аналитической),

-открытость для критики,

-практическая применимость законов.

-преодоление разрыва научно-рационального сознания от духовно-культурного мира человека, что важно для недопущения или устранения проблемных ситуаций, порождаемых некритической оценкой возможностей современной науки и технологий.

Еще раз зафиксируем возникающую здесь проблему. Стремительный рост научного знания, способы его систематизации на основе внутренней логической непротиворечивости сформировали и соответствующую метанаучную методологию, которая обусловила допустимость фактически неограниченной самостоятельности теоретических концепций.

На этом фоне в логике развития знания и его структуре оказались возможными гипотетические допущения, в том числе и такие, которые фактически не могут быть верифицируемы практическим опытом и, соответственно, не контролируются нормами социальной приемлемости.

Данная тенденция особенно сильно проявляется в связи с активным прогрессом человеческого познания и проникновением науки во все более глубинные структуры как микро- так и мегамира. Привычная методология субъект-объектных отношений, когда в качестве объекта выступают реально фиксируемые элементы природы, постепенно трансформируются, дополняясь связями нового характера – субъект-знаниевыми отношениями, в которых различные формы теоретических знаний заменяют сам объект.

Сложность появляющихся теоретических моделей требует сложной экспериментальной проверки. Моделирование эксперимента с использованием элементов упрощений и допущений не может гарантировать объективную истинность научного знания и его социальный успех. Укажем на некоторые проблемы подобного характера, как они даны у А.А.Лазаревича:

-человеческая жизнь и деятельность гораздо шире и богаче, чем те формы, в которые их облекает рациональность. В них присутствуют внерациональные и даже иррациональные моменты, которые нуждаются в иных экспликациях, чем те, что дат наука с ее формами и критериями рациональности;

-природа научного открытия и научное творчество в целом не могут быть соотнесены только с актом рациональности, поскольку нередко содержат в себе такие феномены как интуиция, догадка, алогичность, бессознательное;

-наука и научная деятельность реализуются не только собственной логикой развития – они также опосредованы всей системой социокультурной практики, т.е. фактически не являются абсолютным результатом деятельности разума, как бы странно это ни выглядело.

История науки демонстрирует огромное число примеров, когда проблемные ситуации в познании не могли быть разрешены с помощью конкретно-исторических норм рационального научного знания, а возникающие в связи с этим гипотезы отвергались научным сообществом как абсурдные, иррациональные. С течением времени происходила переоценка взглядов в науке, что позволяло включить отвергнутые теории в ее арсенал.

Выходит, что природа и сущность рационального не могут получить полного объяснения на основе идеи о незыблемости и постоянстве научного знания, которое само носит, как мы теперь поняли, относительный характер.

Завершая тему научной картины мира, подчеркнем, что фундаментальная теория или парадигма определенной науки может сформироваться в научную картину мира только тогда, когда исходные ее понятия и принципы приобретут общенаучный и мировоззренческий характер. Например, в механистической картине мира такие принципы, как обратимость событий во времени, строго однозначный детерминизм, абсолютный характер пространства и времени, стали экстраполироваться или распространяться на другие события и процессы немеханической природы. Наряду с этим необычайная точность предсказаний механики и небесных тел способствовали формированию такого идеала науки, который исключает случайности в природе и рассматривает все события и процессы под углом зрения строго однозначной причинности.

Возьмем для примера исследования в области электромагнетизма. Вначале, при изучении электрических и магнитных явлений были установлены простейшие эмпирические законы, количественно объясняющие эти явления. Попытки объяснить их с помощью механических представлений потерпели неудачу. Решающим шагом становится обнаружение Эрстедом магнитного поля вокруг проводника, по которому протека ток, а также открытие Фарадеем электромагнитной индукции, то есть появление тока в замкнутом проводнике. Создание Максвеллом теории электромагнетизма привело к установлению неразрывной связи не только между электрическими и магнитными явлениями, но и оптикой. Введение понятия электромагнитного поля явилось решающим шагом для построений новой картины природы, позволившей установить не только взаимосвязь между электрическими, магнитными и оптическими явлениями, но и исправить прежние недостатки механистической картинны мира, например, устранить положение о мгновенном действии сил на расстоянии. Итак, вначале простейшие понятия и эмпирические законы, затем законы и теории для объяснений закономерностей эмпирического уровня. Потом следуют теории и концепции, которые имеют более фундаментальное значение, они могут стать существенным фрагментом картины мира. Но только диалектический синтез этих отдельных фрагментов создает достаточно полную и работоспособную картину.

Необходимо подчеркнуть, что электромагнитная картина мира не отвергла механистическую, а уточнила область ее применения. Точно также квантово-релятивистская картина вобрала в себя положения электромагнитной, указав пределы ее применимости.