Генезис науки
Исторически имеют место следующие формы науки:
-древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская);
-античная наука;
-средневековая европейская наука;
-новоевропейская классическая наука;
-неклассическая наука;
-постнеклассическая наука.
Особенностями восточной преднауки считаются следующие характеристики:
-непосредственная включенность начал математики и натурфилософских представлений о мире в практическую деятельность человека;
-рецептурный, инструментальный, прикладной характер результатов знания;
-исключительно эмпирический, и лишь в отдельных случаях интуитивно-проблемный характер обоснования знания;
-закрытость знания (особенно на Ближнем Востоке), разглашение которого сурово каралось, ибо на этих знаниях держалась не только тайна мира, но и способы управления людьми.
В Древней Греции картина существенно меняется. Формируются основы наук:
-теоретичность (источник научного знания – мышление);
-логическая доказательность;
-независимость от практики;
-открытость критике.
Образцом античного понимания науки стали «Начала» Евклида.
Сущностные черты средневековой науки таковы:
-теологизм;
-схоластика.
В этот период научные истины (истины разума) имели подчиненный, довольно низкий гносеологический статус в сравнении с религиозными истинами (истинами веры). Астрология, алхимия, религиозная герменевтика были образцами, которые противоречили по своим знаниевым и операциональным характеристикам как своей юной предшественнице – античной науке – так и ее истокам. Вместе с тем, в недрах религиозных по внешнему признаку университетах зрели зерна более глубокой науки, давшей затем плодотворные всходы.
Третий компонент оснований научной деятельности – философские основания науки. Еще в античности пытались свести многообразие вещей и явлений к одному или нескольким первоначалам. Тем самым обозначилась особая роль философии в обосновании научного знания. При этом философские принципы обоснования не ограничиваются объяснением теоретических законов, они охватывают широкий круг логических принципов доказательных и правдоподобных рассуждений, определения понятий и способов аргументации.
Важна эвристическая и прогностическая функции философии в развитии науки. Такова была теория атомистики Демокрита, острие учения которого было направлено не столько против стихийно-материалистических воззрений первых античных философов, сколько против отрицания Парменидом движения и изменения в реальном мире. Решение чисто философских проблем послужило источником для реализации программы поиска объяснения свойств и явлений с помощью ненаблюдаемых атомов (теоретических объектов). Впоследствии таким же путем удалось объяснить такие эмпирические законы, как обратную пропорциональность между объемом газа и его давлением (закон Бойля-Мариотта), прямую пропорциональность между температурой и объемом газа (закон Шарля – Гей-Люссака), закон постоянства состава в химии и другие.
Обнаружение большой группы частиц, из которых состоит атом, привело к представлению о том, что материя делима до бесконечности. Но как считал еще Анаксагор, при бесконечном делении исчезает сама материя. Таким образом, еще в античном мире возникает другая фундаментальная идея о едином, взаимосвязанном, целостном мире. Сегодня эта идея становится объектом исследования интегративных и междисциплинарных исследований.
Вместе с тем, развитие научного знания существенно влияет на постановку философских проблем примеров тому множество, начиная с работ по ДНК, клонированию, компьютерному моделированию и другим.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки