Состояние науки в 17 веке
В этот период наука развивалась по пяти основным направлениям:
-во-первых, по мере роста свободы слова росло и общее значение науки, основанной на эксперименте;
-во-вторых, происходило накопление фактических знаний и теории, объясняющей полученные результаты. Примеров тому множество: законы Кеплера, закон Гука, открытия Бойля в области химии и его закон для идеальных газов;
-в-третьих, развивались математические методы для решения тех или иных задач, начало этому было положено Галилеем, до которого математика никогда не использовалась в экспериментах. Декарт связал алгебру с геометрией, с одной стороны, сводя геометрические фигуры и преобразования к сжатым алгебраическим выражениям, а с другой – позволяя наглядно представлять алгебраические уравнения;
-в-четвертых, изобретались и конструировались новые приборы для проведения экспериментов: телескоп, микроскоп, вакуумный насос, барометр, маятниковые часы, первые термометры – все они содействовали необычайным успехам экспериментальной физики и науки в целом;
-в-пятых, изменялись научные методы и отношение к науке. От древних греков до Галилея наука создавалась теми, кто собирал, наблюдал, составлял и размышлял. Многие объяснения или доводы рождались только на основе размышлений, почти вне связи с опытом. Например, эпициклы объяснялись «идеальностью кругов», а принцип действия барометра – «невидимыми нитями, которые тянут ртуть вверх». Поведение падающих тел объяснялось тем, что они стремятся занять «естественно наиболее низкое место на земле». Человек должен был получить уверенность в том, что внешний мир устроен просто, в противном случае его одолевал бы страх перед неизвестным. В течение всего одного века дедуктивный метод претерпел изменения, он был освобожден Декартом от ошибок, чтобы встать на научную основу. Хотя индуктивный метод был довольно действенным в экспериментальной деятельности, ему не хватало умения связывать явления воедино. Ньютон сначала рассматривал эксперимент, затем переходил к теории, а уж потом с помощью дедуктивного метода на основе этой теории предсказывал результаты, которые можно было впоследствии проверить. Теперь теория вновь заняла свое истинное место, но уже не как хозяин, а как слуга науки.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки