logo
Наука и философия науки

Состояние науки в 17 веке

В этот период наука развивалась по пяти основным направлениям:

-во-первых, по мере роста свободы слова росло и общее значение науки, основанной на эксперименте;

-во-вторых, происходило накопление фактических знаний и теории, объясняющей полученные результаты. Примеров тому множество: законы Кеплера, закон Гука, открытия Бойля в области химии и его закон для идеальных газов;

-в-третьих, развивались математические методы для решения тех или иных задач, начало этому было положено Галилеем, до которого математика никогда не использовалась в экспериментах. Декарт связал алгебру с геометрией, с одной стороны, сводя геометрические фигуры и преобразования к сжатым алгебраическим выражениям, а с другой – позволяя наглядно представлять алгебраические уравнения;

-в-четвертых, изобретались и конструировались новые приборы для проведения экспериментов: телескоп, микроскоп, вакуумный насос, барометр, маятниковые часы, первые термометры – все они содействовали необычайным успехам экспериментальной физики и науки в целом;

-в-пятых, изменялись научные методы и отношение к науке. От древних греков до Галилея наука создавалась теми, кто собирал, наблюдал, составлял и размышлял. Многие объяснения или доводы рождались только на основе размышлений, почти вне связи с опытом. Например, эпициклы объяснялись «идеальностью кругов», а принцип действия барометра – «невидимыми нитями, которые тянут ртуть вверх». Поведение падающих тел объяснялось тем, что они стремятся занять «естественно наиболее низкое место на земле». Человек должен был получить уверенность в том, что внешний мир устроен просто, в противном случае его одолевал бы страх перед неизвестным. В течение всего одного века дедуктивный метод претерпел изменения, он был освобожден Декартом от ошибок, чтобы встать на научную основу. Хотя индуктивный метод был довольно действенным в экспериментальной деятельности, ему не хватало умения связывать явления воедино. Ньютон сначала рассматривал эксперимент, затем переходил к теории, а уж потом с помощью дедуктивного метода на основе этой теории предсказывал результаты, которые можно было впоследствии проверить. Теперь теория вновь заняла свое истинное место, но уже не как хозяин, а как слуга науки.