Историческая школа в философии науки
Самостоятельной областью исследования является историческая школа в философии науки, значительный вклад в которую внесли И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд. Основной предмет исследования – динамика научного знания. От того, как понимается динамика знания, зависит уяснение существа науки.
Напомним, что Поппер допускал сравнение теорий в силу их частичной истинностной тождественности. Одна теория превосходит другую при следующих условиях:
-новая теория делает более точные утверждения;
-она объясняет большее количество фактов;
-она истолковывает факты более подробно;
-она выдерживает большее число проверок;
-она предлагает новые проверки;
-она объединяет ранее не связанные друг с другом проблемы.
Рассматривая данные условия сравнения теорий, В.А.Канке критически и вполне обоснованно указывает на неточности в позиции Поппера.
Прежде всего, не ясно, почему две теории применительно к одним и тем же фактам могут быть тождественными, а за их пределами они же нетождественны друг другу. Это происходит в силу концептуального отождествления двух теорий. В концептуальном отношении у двух теорий нет тождественных частей. Переход от одной теории к другой предполагает сложный процесс интерпретации. Сравнение теорий означает, что содержание как достоинств, так и недостатков базовой теории может быть проинтерпретировано с позиций новой теории: там, где старая теория сталкивается с непредолимыми для нее препятствиями, с ними справляется новая теория. Получается, что Поппер понимал соизмеримость теорий довольно упрощенно, он обращает внимание исторический (поступательный) ряд теорий, но у него отсутствует научно-теоретический строй. Например, критикуя марксизм, он обходится без тщательного анализа его экономической теории с ее главным концептом, абстрактным трудом. Аналогично, обращаясь к сложнейшим вопросам квантовой механики, он обошел анализ ее символического формализма.
В.А.Канке делает очень важное примечание: между наукой и философией науки существует очень тесная связь, ослабление которой чревато переходом философии науки в стадию метафизики. Поппер иногда не соблюдал эту грань.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки