logo
Наука и философия науки

Историческая школа в философии науки

Самостоятельной областью исследования является историческая школа в философии науки, значительный вклад в которую внесли И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд. Основной предмет исследования – динамика научного знания. От того, как понимается динамика знания, зависит уяснение существа науки.

Напомним, что Поппер допускал сравнение теорий в силу их частичной истинностной тождественности. Одна теория превосходит другую при следующих условиях:

-новая теория делает более точные утверждения;

-она объясняет большее количество фактов;

-она истолковывает факты более подробно;

-она выдерживает большее число проверок;

-она предлагает новые проверки;

-она объединяет ранее не связанные друг с другом проблемы.

Рассматривая данные условия сравнения теорий, В.А.Канке критически и вполне обоснованно указывает на неточности в позиции Поппера.

Прежде всего, не ясно, почему две теории применительно к одним и тем же фактам могут быть тождественными, а за их пределами они же нетождественны друг другу. Это происходит в силу концептуального отождествления двух теорий. В концептуальном отношении у двух теорий нет тождественных частей. Переход от одной теории к другой предполагает сложный процесс интерпретации. Сравнение теорий означает, что содержание как достоинств, так и недостатков базовой теории может быть проинтерпретировано с позиций новой теории: там, где старая теория сталкивается с непредолимыми для нее препятствиями, с ними справляется новая теория. Получается, что Поппер понимал соизмеримость теорий довольно упрощенно, он обращает внимание исторический (поступательный) ряд теорий, но у него отсутствует научно-теоретический строй. Например, критикуя марксизм, он обходится без тщательного анализа его экономической теории с ее главным концептом, абстрактным трудом. Аналогично, обращаясь к сложнейшим вопросам квантовой механики, он обошел анализ ее символического формализма.

В.А.Канке делает очень важное примечание: между наукой и философией науки существует очень тесная связь, ослабление которой чревато переходом философии науки в стадию метафизики. Поппер иногда не соблюдал эту грань.