Научно-технические революции
Итак, первая научно-техническая революция охватывает (16)17 – 18вв. – это эпоха становления классической науки. Основные характеристики:
-механистическая картина мира как общенаучная картина реальности;
-объект – малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей;
-субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности;
-объяснение как поиск механических причин сущностей, сведение знания о природе к принципам и представлениям механики.
Вторая научно-техническая революция происходит в период с конца 18 по середину 19 вв. это период перехода естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики:
-механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологическая, химическая и другие картины реальности, не сводимые к физической картине мира;
-объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких как вещь, состояние, процесс, предполагающих развитие и изменение объекта;
-субъект должен быть элиминирован из результатов познания;
-возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук;
-сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стили мышления.
Третья научно-техническая революция: конец 19 – середина 20вв. становление основных параметров неклассического естествознания. Особенность - становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой механики, концепции нестационарной Вселенной, возникает кибернетика и теория систем;
Основные характеристики таковы:
-научная картина мира предстает как развивающееся, относительно истинное знание;
Имеет место интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы;
-объект – не столько себе тождественная вещь, сколько процесс с устойчивыми состояниями;
-объект соотнесен со средствами и операциями деятельности;
-состояние целого не сводится к сумме состояний его частей;
-имеет место вероятностная причинность;
-складывается понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира. Отсюда необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от понимания истины, объективности, факта, объяснения;
-допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.
Четвертая научно-техническая революция: середина 20 – начало 21вв. основные события этой эпохи – компьютеризация науки и производств, усложнение приборных комплексов, возрастание роди междисциплинарных исследований, взаимосвязь эмпирических и теоретических исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики таковы:
-научная картина мира предстает как взаимодействие различных картин реальности;
-на передний план выходят уникальные системы – объекты, которые характеризуются открытостью и саморазвитием;
-знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности;
-научное знание включается в контекст социального и культурного бытия, явное сближение наук о природе и наук о культуре.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки