logo
Наука и философия науки

Научно-технические революции

Итак, первая научно-техническая революция охватывает (16)17 – 18вв. – это эпоха становления классической науки. Основные характеристики:

-механистическая картина мира как общенаучная картина реальности;

-объект – малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей;

-субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности;

-объяснение как поиск механических причин сущностей, сведение знания о природе к принципам и представлениям механики.

Вторая научно-техническая революция происходит в период с конца 18 по середину 19 вв. это период перехода естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики:

-механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологическая, химическая и другие картины реальности, не сводимые к физической картине мира;

-объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких как вещь, состояние, процесс, предполагающих развитие и изменение объекта;

-субъект должен быть элиминирован из результатов познания;

-возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук;

-сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стили мышления.

Третья научно-техническая революция: конец 19 – середина 20вв. становление основных параметров неклассического естествознания. Особенность - становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой механики, концепции нестационарной Вселенной, возникает кибернетика и теория систем;

Основные характеристики таковы:

-научная картина мира предстает как развивающееся, относительно истинное знание;

Имеет место интеграция частнонаучных картин реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы;

-объект – не столько себе тождественная вещь, сколько процесс с устойчивыми состояниями;

-объект соотнесен со средствами и операциями деятельности;

-состояние целого не сводится к сумме состояний его частей;

-имеет место вероятностная причинность;

-складывается понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира. Отсюда необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от понимания истины, объективности, факта, объяснения;

-допускается несколько содержащих элементы объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая научно-техническая революция: середина 20 – начало 21вв. основные события этой эпохи – компьютеризация науки и производств, усложнение приборных комплексов, возрастание роди междисциплинарных исследований, взаимосвязь эмпирических и теоретических исследований, разработка идей синергетики. Основные характеристики таковы:

-научная картина мира предстает как взаимодействие различных картин реальности;

-на передний план выходят уникальные системы – объекты, которые характеризуются открытостью и саморазвитием;

-знания об объекте соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности;

-научное знание включается в контекст социального и культурного бытия, явное сближение наук о природе и наук о культуре.