logo
Наука и философия науки

Философия науки: историко-содержательный анализ

Философия науки – не особое философское направление и не философские проблемы естественных или гуманитарных наук, а изучение науки как познавательной деятельности. У М.Томпсона мы находим следующее определение: философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследуют процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логическое функционирование научного механизма. (Томпсон М. Философия науки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304с.).

В отечественной традиции, напротив, философия науки рассматривается, как направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена науки в общесоциальном и общекультурном контексте.

Философию науки называют также методологией научного познания, подчеркивая ее внимание к методам науки. Философия науки 20 века породила довольно большое количество разных теорий науки – методологических концепций, в которых была сформулирована совокупность представлений о науке, знание которой необходимо каждому вступающему на путь научного познания. При этом наблюдается постепенный отход методологических концепций от ориентации исключительно на формальную логику и на все большее их сближение с историей науки, существенной частью методологии научного исследования становится метафизика. (Никифоров, с. 9, 11). Дадим краткую характеристику ряда крупных школ, которые позиционируют себя в рамках философии науки: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический рационализм, философия и методология научного познания.

Но вначале зафиксируем основания современной философии науки, которое прочно покоится на античной и средневековой философии науки.

Античная философия науки в лице Парменида, Зенона, Платона, Аристотеля, Евклида выработала следующие непреходящие положения:

-развитие представления о концептах как понятиях;

-тестирование теории на апоретичность;

-предупреждение об опасности пифагорейского синдрома (абсолютизации целых числе, в частности, а более широко – математики, или любой другой науки);

-выработка двух методов: диалектического (Сократ говорил: спорьте и иронизируйте друг над другом, пока не выявите идеи, понятия), и аксиоматического (Платон, Аристотель, Евклид).

Средневековая философия науки реализовала свои потенции в многовековом споре об универсалиях и способах доказательства бытия бога, в итоге:

-сформированы три уровня науки: вещный, ментальный и языковой, что унаследует современная философия науки;

-возник схоластический метод, суть которого заключается в изучении понятий и словесно-языковых конструкций в отрыве от реальности, и в преодолении которого приложили значительные усилия не только Ф.Бэкон и Р.Декарт, но и представители немецкой классической философии.

Философия науки Нового времени центрируется, кроме упомянутых выше имен, с Галилеем, Ньютоном, Лейбницем. Зафиксируем следующие положения:

-физические эксперименты следует проводить таким образом, чтобы выделять исследуемое явление в возможно «чистом виде», устраняя помехи;

-посредством продуктивного воображения и метода идеализации следует добиваться того, чтобы изучаемое явление предстало как форма концептуального постижения действительности, что позволит сформулировать закономерности и соотнести их с теориями;

-Ньютон назвал истинным временем и пространством не то, что постигается чувствами, а математическое время и пространство. Идеализация теперь понимается как математизация науки. При этом математизация не огрубляет действительность, а выражает ее глубочайший пласт концептуальности;

-рационалистическая философия Лейбница начинается с идей, под которыми понимаются понятия как мысленные образования, а от них осуществляется переход к чувствам и фактам; цепочка такова: мысли – чувства – факты (Ф.Бэкон, напротив, советовал восходить по следующей цепочке: факты – чувства – мысли). В сфере мысли господствует дедукция как движение по артериям аксиом и правил вывода к окончательным заключениям. С этими заключениями сверяют чувства в качестве непосредственных представителей фактов.