Философия науки: историко-содержательный анализ
Философия науки – не особое философское направление и не философские проблемы естественных или гуманитарных наук, а изучение науки как познавательной деятельности. У М.Томпсона мы находим следующее определение: философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследуют процесс развития самой науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее, логическое функционирование научного механизма. (Томпсон М. Философия науки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304с.).
В отечественной традиции, напротив, философия науки рассматривается, как направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена науки в общесоциальном и общекультурном контексте.
Философию науки называют также методологией научного познания, подчеркивая ее внимание к методам науки. Философия науки 20 века породила довольно большое количество разных теорий науки – методологических концепций, в которых была сформулирована совокупность представлений о науке, знание которой необходимо каждому вступающему на путь научного познания. При этом наблюдается постепенный отход методологических концепций от ориентации исключительно на формальную логику и на все большее их сближение с историей науки, существенной частью методологии научного исследования становится метафизика. (Никифоров, с. 9, 11). Дадим краткую характеристику ряда крупных школ, которые позиционируют себя в рамках философии науки: неокантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический рационализм, философия и методология научного познания.
Но вначале зафиксируем основания современной философии науки, которое прочно покоится на античной и средневековой философии науки.
Античная философия науки в лице Парменида, Зенона, Платона, Аристотеля, Евклида выработала следующие непреходящие положения:
-развитие представления о концептах как понятиях;
-тестирование теории на апоретичность;
-предупреждение об опасности пифагорейского синдрома (абсолютизации целых числе, в частности, а более широко – математики, или любой другой науки);
-выработка двух методов: диалектического (Сократ говорил: спорьте и иронизируйте друг над другом, пока не выявите идеи, понятия), и аксиоматического (Платон, Аристотель, Евклид).
Средневековая философия науки реализовала свои потенции в многовековом споре об универсалиях и способах доказательства бытия бога, в итоге:
-сформированы три уровня науки: вещный, ментальный и языковой, что унаследует современная философия науки;
-возник схоластический метод, суть которого заключается в изучении понятий и словесно-языковых конструкций в отрыве от реальности, и в преодолении которого приложили значительные усилия не только Ф.Бэкон и Р.Декарт, но и представители немецкой классической философии.
Философия науки Нового времени центрируется, кроме упомянутых выше имен, с Галилеем, Ньютоном, Лейбницем. Зафиксируем следующие положения:
-физические эксперименты следует проводить таким образом, чтобы выделять исследуемое явление в возможно «чистом виде», устраняя помехи;
-посредством продуктивного воображения и метода идеализации следует добиваться того, чтобы изучаемое явление предстало как форма концептуального постижения действительности, что позволит сформулировать закономерности и соотнести их с теориями;
-Ньютон назвал истинным временем и пространством не то, что постигается чувствами, а математическое время и пространство. Идеализация теперь понимается как математизация науки. При этом математизация не огрубляет действительность, а выражает ее глубочайший пласт концептуальности;
-рационалистическая философия Лейбница начинается с идей, под которыми понимаются понятия как мысленные образования, а от них осуществляется переход к чувствам и фактам; цепочка такова: мысли – чувства – факты (Ф.Бэкон, напротив, советовал восходить по следующей цепочке: факты – чувства – мысли). В сфере мысли господствует дедукция как движение по артериям аксиом и правил вывода к окончательным заключениям. С этими заключениями сверяют чувства в качестве непосредственных представителей фактов.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки