Новая философия Декарта
Характерно, что Декарт предложил не только новую философию, но и новую модель вселенной. Дайте мне материю и движение, и я построю вселенную, писал он. Декарт утверждает критический подход к суждениям, и приходит к дуализму: существуют совместно и одинаковым образом мир материи, обладающий размерами, формой и движением, и мир души и ума. Но можем ли мы быть уверенными в том, что адекватно воспринимаем и себя и мир?
Чтобы преодолеть все сомнения в нашей способности осознавать себя в качестве мыслящего существа, следует спросить, а в чем можно быть уверенным, без всякого сомнения. Это сам акт мышления. Ведь если мы сомневаемся, значит, мыслим. А может ли мыслить то, чего в принципе нет, что не существует? Не может. Значит, если я мыслю, то существую. Мышление – реальность более ощутимая и безусловная, чем любая другая, и является первичной.
Но из мышления выводится не только наше существование, но и наличие внешнего мира: если в нашем уме есть понятие бога, значит, он существует.
Что касается мира материи, то нам даны о нем некие врожденные идеи. Откуда они в нашем уме? Они заложены богом. Они являются наиболее общими (широкими) и предельно простыми положениями, которые настолько ясно и отчетливо даны уму, что мы не можем в них усомниться. Например, аксиомы геометрии – это врожденные идеи ума. Их не надо доказывать, потому что они самоочевидны. Возьмем, например, утверждение о том, что «если три точки лежат на одной прямой, то одна из них лежит между двумя другими». Они являются теми общими положениями, из которых можно делать выводы в каждом конкретном случае. На такого рода общих положениях и строится вся наука.
Подобно тому, как двое часов, находящихся рядом, могут показывать одинаковое время, так и эти два мира, совершенно отдельные, находятся в согласии, потому что бог создал их таким образом.
В этой схеме материя – нечто совершенно мертвое, неодухотворенное, способное обмениваться движением с другой материей при соприкосновении.
Отправной точкой физики Декарта был закон инерции. Он обсуждался и Галилеем, но лишь он сформулировал этот закон для идеальной частицы в бесконечном пространстве. Если идеальная частица не соприкасается с другой частицей, то она будет, либо сохранять начальное состояние покоя, либо двигаться с постоянной скоростью по прямой линии. В отличие от гравитационного притяжения сквозь пустое пространство, в физике Декарта ничего не происходит, пока частица не отклонится при столкновении с другой частицей. Иными словами – изменения в нашем мире вызываются столкновениями. Нет загадочного взаимодействия на расстоянии – все тела находятся в контакте с другими телами.
Движение материи первоначально должно было начаться по велению бога. Бог – это первопричина, которая привела вселенную в движение, установив законы этого движения и предоставив ее затем само себе. С тех пор движение лишь передается от одной части материи к другой также с помощью материи. Поэтому пространства в солнечной системе не могут пустовать. Они заполнены невидимым веществом – эфиром, носителем этого движения. Поскольку движущаяся область эфира не может простираться неограниченно, она должна образовывать замкнутые цепи, водовороты или вихри.
Все пространство заполнено вихрями эфира, большими и малыми, пересекающимися и обусловливающими движение видимых тел. Планеты движутся по своим орбитам под действием огромного вихря, принадлежащего Солнцу, а наша планета, вовлекаемая в этот вихрь, имеет свой собственный меньший вихрь, который притягивает к ней предметы. Падение под действием силы тяжести подобно движению соломинки на поверхности воды, которая стремится попасть в центр водоворота. В меньшем масштабе эта картина объясняет силы притяжения между малыми частицами материи.
Имела ли эта картина перспективу? Ньютон допускал существование вакуума и не объяснял происхождение сил тяготения и их первопричины. Теория Декарта, казалось бы, объясняла многое, но не имела сколько-нибудь солидных оснований – вихри невозможно было обнаружить. Ньютон занялся критикой вихрей с математической точки зрения. Показав, что они противоречат третьему закону Кеплера, он заявил о том, что не измышляет гипотез.
Итак, Декарт разрешил сомнения, придя к выводу, что создав вселенную, бог позаботился и о действующих в ней законах. Он считал, что законы природы должны быть непогрешимы, ибо, создавая их, бог не мог совершить ошибки. Ньютон и его последователи считали, что они ищут великие законы, установленные богом, но еще не открытые человеком.
Если вам покажется странной такая точка зрения, пишет Э.Роджерс, то задумайтесь над тем, что те же самые проблемы существуют и сейчас на границе естественных наук и философии: какова природа пространства (носителя электромагнитного и гравитационного полей, описываемого релятивистской геометрией)? Что означают законы природы? С какого момента следует вести отсчет времени? Будет ли время продолжаться бесконечно?
Итак, основным методом познания, согласно Декарту, является дедукция, в ее основе – врожденные идеи, которые не могут быть ложными, поскольку они являются сущностью нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна. Важно только правильно применить дедуктивный метод, суметь добыть из начального знания разнообразные конкретные положения, максимально раскрыть и развернуть их.
Верный путь познания заключается в том, чтобы вывести истины не из внешнего мира, а из мышления, и поэтому его философский метод получил название рационализм.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки