logo
Наука и философия науки

Цикличность развития научного знания

Полагаем, что при изучении темы о научных революциях полезно иметь представление о следующих циклах развития научного знания, которые приводит Л.В.Лесков. (Лесков Л.В. Неизвестная вселенная. – М.: изд-во ЛКИ, 2010. – 248с.). Последуем его краткому изложению.

Первый цикл: от 3000 до 500 г до н.э., преднаука. Ключевой принцип – научные знания как часть примитивных религий. Основные научные направления – письменность, система счета, география, агрикультура.

Второй цикл: от 500 г. до н.э. и вплоть до 500 г, античная наука. Ключевой принцип – натурфилософия, логика, энциклопедизм. Основные научные направления – астрономия, механика, геометрия, медицина.

Третий цикл: 500 – 1200 гг., наука средних веков. Ключевой принцип – схоластика, антропоцентризм, ремесленная революция. Основные научные направления - овладение силами животных, воды, ветра, развитие горного дела, металлургии, ткачества, расцвет алхимии.

Четвертый цикл: 1200 – 1600 гг., наука эпохи Возрождения. Ключевой принцип – гуманизм, астрономическая революция Коперника, книгопечатание. Основные научные направления – географические открытия, хронометрия, огнестрельное оружие.

Пятый цикл: 1600 – 1800 гг., наука Нового времени. Ключевой принцип – рационализм, секуляризация науки, механистическое мировоззрение. Основные научные направления – классическая механика, оптика, математика, политэкономия.

Шестой цикл: 1800 – 1900 гг., наука новейшего времени. Ключевой принцип – эволюционизм, техническая революция. Основные научные направления – термодинамика электромагнетизм, химия, теория Дарвина, энергомашиностроение, социология.

Седьмой цикл: 1900 – 1960 гг., современность. Ключевой принцип – неклассическая картина мира, милитаризация науки. Основные научные направления - теория относительности, квантовая механика, радиотехника, атомная техника, нелинейная оптика.

Восьмой цикл: 1960 – 2000 гг., цифровое или информационное общество. Ключевой принцип – компьютерная революция, постнеклассическая картина мира. Основные научные направления – микроэлектроника, космонавтика, генная инженерия, молекулярная биология, синергетика.

Девятый цикл: 2000 – 2030 гг., постиндустриализм. Ключевой принцип – последняя Теория Всего. Основные научные направления – универсальный эволюционизм, глобалистика, нанотехнологии, физика квантового вакуума, психофизика, клонирование.

Л.В.Лесков пишет о том, что наступивший девятый цикл развития научного знания приобретает исключительное место в истории человечества, т.к. именно ему предстоит сыграть ключевую системообразующую роль в преодолении современного глобального кризиса и перехода к устойчивому постиндустриальному обществу. Учитывая эти задачи, выделяют следующие параметры научного знания для 21 века:

-телеологическая ориентация: смысл ее в снятии проблем глобального кризиса и создании условий для перехода к устойчивому будущему;

-научная парадигма: она будут состоять в необходимости модернизации существующей парадигмы;

-соотношение фундаментальной и прикладной науки: связь будут более прочной как на пути преодоления барьеров между естественными и гуманитарными науками, так и новыми возможностями воплощения научных разработок в практику за счет улучшения логистики их связей;

-степень дифференциации научного знания: будет иметь место одновременный рост процессов дифференциации и интеграции научного знания;

-соотношение теории и эксперимента: в лабораторно-экспериментальных исследованиях будут возрастать роль новых методов компьютерного моделирования;

-критерии верификации результатов исследований: эти критерии будут обновляться на пути разработки новых методов компьютерной верификации;

-соответствие историческому вызову: наука в большей мере будут отвечать вызовам практики и актуальным задачам человечества;

-соотношение позитивных и негативных аспектов научной деятельности: будут формироваться моральные кодексы ученого – научная этика, экология науки.