Цикличность развития научного знания
Полагаем, что при изучении темы о научных революциях полезно иметь представление о следующих циклах развития научного знания, которые приводит Л.В.Лесков. (Лесков Л.В. Неизвестная вселенная. – М.: изд-во ЛКИ, 2010. – 248с.). Последуем его краткому изложению.
Первый цикл: от 3000 до 500 г до н.э., преднаука. Ключевой принцип – научные знания как часть примитивных религий. Основные научные направления – письменность, система счета, география, агрикультура.
Второй цикл: от 500 г. до н.э. и вплоть до 500 г, античная наука. Ключевой принцип – натурфилософия, логика, энциклопедизм. Основные научные направления – астрономия, механика, геометрия, медицина.
Третий цикл: 500 – 1200 гг., наука средних веков. Ключевой принцип – схоластика, антропоцентризм, ремесленная революция. Основные научные направления - овладение силами животных, воды, ветра, развитие горного дела, металлургии, ткачества, расцвет алхимии.
Четвертый цикл: 1200 – 1600 гг., наука эпохи Возрождения. Ключевой принцип – гуманизм, астрономическая революция Коперника, книгопечатание. Основные научные направления – географические открытия, хронометрия, огнестрельное оружие.
Пятый цикл: 1600 – 1800 гг., наука Нового времени. Ключевой принцип – рационализм, секуляризация науки, механистическое мировоззрение. Основные научные направления – классическая механика, оптика, математика, политэкономия.
Шестой цикл: 1800 – 1900 гг., наука новейшего времени. Ключевой принцип – эволюционизм, техническая революция. Основные научные направления – термодинамика электромагнетизм, химия, теория Дарвина, энергомашиностроение, социология.
Седьмой цикл: 1900 – 1960 гг., современность. Ключевой принцип – неклассическая картина мира, милитаризация науки. Основные научные направления - теория относительности, квантовая механика, радиотехника, атомная техника, нелинейная оптика.
Восьмой цикл: 1960 – 2000 гг., цифровое или информационное общество. Ключевой принцип – компьютерная революция, постнеклассическая картина мира. Основные научные направления – микроэлектроника, космонавтика, генная инженерия, молекулярная биология, синергетика.
Девятый цикл: 2000 – 2030 гг., постиндустриализм. Ключевой принцип – последняя Теория Всего. Основные научные направления – универсальный эволюционизм, глобалистика, нанотехнологии, физика квантового вакуума, психофизика, клонирование.
Л.В.Лесков пишет о том, что наступивший девятый цикл развития научного знания приобретает исключительное место в истории человечества, т.к. именно ему предстоит сыграть ключевую системообразующую роль в преодолении современного глобального кризиса и перехода к устойчивому постиндустриальному обществу. Учитывая эти задачи, выделяют следующие параметры научного знания для 21 века:
-телеологическая ориентация: смысл ее в снятии проблем глобального кризиса и создании условий для перехода к устойчивому будущему;
-научная парадигма: она будут состоять в необходимости модернизации существующей парадигмы;
-соотношение фундаментальной и прикладной науки: связь будут более прочной как на пути преодоления барьеров между естественными и гуманитарными науками, так и новыми возможностями воплощения научных разработок в практику за счет улучшения логистики их связей;
-степень дифференциации научного знания: будет иметь место одновременный рост процессов дифференциации и интеграции научного знания;
-соотношение теории и эксперимента: в лабораторно-экспериментальных исследованиях будут возрастать роль новых методов компьютерного моделирования;
-критерии верификации результатов исследований: эти критерии будут обновляться на пути разработки новых методов компьютерной верификации;
-соответствие историческому вызову: наука в большей мере будут отвечать вызовам практики и актуальным задачам человечества;
-соотношение позитивных и негативных аспектов научной деятельности: будут формироваться моральные кодексы ученого – научная этика, экология науки.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки