logo
Наука и философия науки

Общие выводы

Согласно К.Попперу, критика теорий позволяет увеличить ее содержание.

Согласно И.Лакатосу, наука выступает последовательностью научно-исследовательских программ, каждая теория, будучи научно-исследовательской программой, вариативна. Она обладает ядром, которое неизменно, и защитным поясом, который варьируется. Если варьирование защитного пояса недостаточно в связи с появлением новых научных задач, то прежняя НИП замещается новой. Вытеснение одной программы другой есть научная революция.

Согласно Т.Куну, в силу определенных социальных и психологических основ некоторое знание признается образцовым, оно выступает в качестве парадигмы. Замена одной парадигмы другой является научной революцией. Парадигма определяет тенденции развития научных исследований. Развитие знаний в рамках парадигмы получило название нормальной науки, смена парадигм – научная революция (смена классической физики Ньютона на релятивистскую Эйнштейна).

Согласно П.Фейерабенду, эволюция науки реализуется в пролиферации теорий, он настаивал на всемерном размножении теорий: чем их больше, тем лучше. Теории несоизмеримы.

Согласно Полани, будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. А всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице.

В.А.Канке считает, что динамику научного знания наиболее полно и ясно выражает теория концептуальной трансдукции. В этой связи:

-согласно принципу концептуализма, каждая из наук обладает только ей присущей концептуальностью. Именно в силу этого несостоятельно сведение одной науки к другой;

-согласно принципу единства суб- и метанаучного анализов, недопустимо ограничиваться только субнауками, игнорируя метанауки. Антинаучный синдром приводит к многочисленным коллизиям, которые плохо осознаются;

-согласно принципу ответственности, ученый берет на себя обязательство в меру своих сил решающим образом способствовать росту научного знания;

-основаниями теории концептуальной трансдукции являются принципы концептуализма, единства суб- и метанаучного анализов, трансдукции, ответственности;

- введение понятий «научно-технический ряд» и «научно-технический строй» позволяет обогатить философию науки более глубоким представлением о механизме роста научного знания, а введение ценностей-концептов придать общественным дисциплинам статус научности.