Фрэнсис Бэкон
В то время, как Декарт пытался объяснить происхождение вселенной и ее законы на основе опирающейся на математику дедуктивной теории, Ф.Бэкон пропагандировал индуктивный метод, основанный на систематических экспериментах. Дедукция была методом «старой» философии. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом. Вот ставший классическим пример: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен». Рассуждение идет от общего к частному, знание как бы сужается, и поэтому дедуктивные выводы всегда достоверны, обязательны, точны, безусловны. Тогда за что же их критикует Бэкон?
Во-первых, в основе любого дедуктивного умозаключения лежит какое-либо общее положение: все люди смертны, все небесные тела движутся, все металлы плавятся. Но всякое общее утверждение страдает неполнотой, и часто просто принимается нами на веру. А вдруг не все металлы плавятся? В этом случае наше исходное общее положение будет неверным и все остальное рассыпается. Основной недостаток силлогизма – непроверяемость его общих положений.
Во-вторых, дедукция – это всегда сужающееся знание, а наша цель – постижение новых закономерностей. Рассуждение обязательно должно идти расширяться, а это возможно, когда мы идем от меньшего к большему, расширяя наше знание и открывая новые законы.
Вот Бэкон и пытался достигнуть универсальных знаний с помощью организованной системы исследований, позволяющей собрать большое количество данных, на основе которых можно было бы приобрести необходимую информацию. Он считал, что наука не может идти вперед с помощью чистой дедукции и умозрительных рассуждений и не может развиваться на основе случайно полученных данных. Истинный метод науки – индуктивный. Железо – плавится, медь – плавится, Юпитер – движется и имеет спутники, из желудя вырастает дуб. Ученые должны тщательно продумывать свои эксперименты и обрабатывать их, прибегая к индукции и строгой проверке. При исследовании движения колеса, которое скатывается с холма, вы следовали методу Галилея и Ньютона: собирали информацию, извлекали правила, придумывали гипотезу, делали выводы, проверяли эти выводы. Индуктивный метод философского познания, опирающийся на опыт, получил названием эмпиризм.
Бэкон считал, что в науке нужны именно такие схемы. Однако в реальности методы исследований бывают самые разнообразные. Нельзя считать, что прогресс происходит исключительно скачкообразно. Первая стадия размышлений и экспериментов может даже привести назад, к исходной точке, но при этом мы все равно обогащаемся знаниями, которые оказываются полезными на последующих стадиях. Он прозорливо говорил о научных сообществах, их возрастающей роли.
Итак, в отличие от натурфилософии наука в эпоху Возрождения и наступления Нового времени провозгласила два важнейших принципа (аксиомы) науки:
-опыт – это важнейший источник информации о мире (Бэкон);
-развитие – это важнейший метод причинного объяснения всего сущего (Спиноза), и, следовательно, эффективный метод конструирования динамических моделей природы сознанием человека.
Сочетание этих двух принципов позволило перейти от простого созерцания к эксперименту как целенаправленному воздействию на исследуемый объект с опорой на определенные модели функционирования какой-то его части.
В целом 17-й век был наполнен ощущением того, что должна возникнуть некая общая теория, которая могла бы объяснить целый ряд законов, закономерностей, явлений. Если вы хотите постичь современную физику, вы должны изучить лежащую в ее основе теорию. Такого рода теорией является теория всемирного тяготения Ньютона.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки