logo
Наука и философия науки

Типология науки

Продолжим типологию науки. Выделяют четыре уровня науки: 1) типы наук, 2) отрасли наук, 3) науки, 4) теории.

Различают следующие типы наук:

-формальные науки, например, математика и логика. Эти науки не имеют дела ни с описанием, ни с целеполаганием. Их предметом является выведение, или иначе выводное знание. В этой связи нет необходимости обращаться к дескрипциям и ценностям. Концепты формальных наук являются конструктами.

-дескриптивные или семантические науки, например, физика. Они относятся к миру природы, который описывается посредством специальных концептов (понятий, законов). Эти концепты часто называют описаниями или дескрипциями. Имеется в виду, что природные явления сложились без всякого влияния человека, они заданы ему изначально. Человек способен изменять природные явления, в частности синтезируя новые химические вещества. Но ему не под силу изменить законы природы. Все признаки элементарных частиц (масса и энергия) являются типичными дескрипциями. Понятия, посредством которых описывается поведение высших млекопитающих, также являются дескрипциями. К дескриптивным наукам относится все естествознание: физика, химия, биология, геология.

-аксиологические или прагматические науки. К ним относят технические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические (например, менеджмент). Аксиологические науки имеют дело с ценностями, установленными людьми в процессе жизнедеятельности. Таковы, например, ценности образования, свободы слова, ответственности. Человек становится ценностно ориентированным существом лишь в процессе его социализации. С ценностями не рождаются, ценности приобретают. Ценности являются продуктом творчества людей, в природе они отсутствуют

-в качестве метанауки выделяют философию. Предметом метанауки является сама субнаука: физика – субнаука, а философия физики – метанаука. Философия физики без физики несостоятельна. Но если физик будет прибегать к методам иных, кроме философии оснований, он может попасть в трудное положение. Философские науки обладают особым, метанаучным характером. Они, строго говоря, должны считаться не отраслью наук, а уровнем научного знания, считает В.А.Канке (с. 68).

Классификация наук восходит к Аристотелю, который предложил следующее деление наук:

-теоретические науки – математика, физика, психология, метафизика;

-практические науки – этика, политика, экономика;

-продуктивные, или поэтические науки – техника, эстетика, риторика.

Написав свой замечательный труд «Новый органон» Ф.Бэкон дерзнул также на новую классификацию наук. Однако она у него исходит не из различия форм, особенностей объекта, а из способностей субъекта. Образы предметов, водя через органы чувств в сознание, не исчезают бесследно; они сохраняются душой, которая может относиться к ним трояким образом: или просто собирать их в памяти, или подражать им воображением, или, наконец, перерабатывать их в понятии рассудком. На этих трех способностях человеческой души основано деление наук. Память есть основа истории, воображение – поэзии, рассудок – философии.

История делится на гражданскую и естественную. Естественная подразделяется на повествовательную и индуктивную.

Философия делится на естественную философию, состоящую из учения о природе (физика абстрактов, физика конкретов, математика), учения о человеке и стоящего особняком учения о боге.

Поэзия делится на параболическую (басни), драматическую и описательную.

В классификации французского философа науки О.Конта науки расположены по убыванию степени простоты и абстрактности – математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Математика занимает первое место, так как она является наукой о самых простых объектах, наиболее абстрактная, а также первой из всех наук сложилась в качестве позитивной научной дисциплины. Социология отличается наибольшей сложностью и конкретностью, исторически сложилась позже остальных наук, и больше других нуждается в жестких естественных законах. Философия у Конта не упоминается, поскольку каждая наука является сама себе философией. Задача философии – точное определение духа каждой из наук, открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом. Таким образом, философия сведена к методологии наук.

Существует и иная классификация, это деление наук в зависимости от сфер умственной деятельности. Это науки о природе – физика, химия астрономия, геология, биология и другие. Науки о человеке и обществе – психология, политэкономия, политология, социология, история и другие. Гуманитарные науки – эстетика, этика, религия, философия и другие. Прикладные науки – технология, просвещение, медицина, право и другие. (см. Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 304с.).

Существует классификация по отраслям наук. Согласно классификатору Высшей аттестационной комиссии, их – 23, это физико-математические науки, химические науки, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические и так далее.

Наук (в составе отраслей наук) – около 400. Наиболее многочисленной является группа технических наук (120). Примерами отдельных наук являются геометрия физика электромагнитных взаимодействий, кардиология, стратегический менеджмент. В свою очередь науки состоят из теорий. В составе геометрии выделяют евклидову и неевклидову геометрию. А в составе стратегического менеджмента различают теорию самообучающейся организации, теорию основных компетенций, теорию конкурентных сил.

Теорий (в составе наук) – около 5 000.

В классификации наук используется большое число оснований (см. Жог В.И., Леонов В.П. Методологический анализ оснований классификации наук// Философские науки, 1991, № 2, с. 83 – 94). Под основаниями классификации понимают исходные гносеологические (познавательные) установки, на которые опирается исследователь. К ним относятся:

-научные подходы: эволюционный, системно-структурный;

-методы (индуктивный, диалектический);

-принципы (объективности, развития);

-признаки объектов.

Согласно генетической классификации, выводимой из объективных фактов родственной взаимосвязи изучаемых объектов, необходимо использовать такие принципы, как эволюционный, развития, историзма, основных форм движения. Развитие в природе и обществе имеет специфические черты, носящие характер закономерностей. Они фокусируются в принципах дивергенции линий развития, деления явлений на естественные и искусственные, выделения разных типов человеческой деятельности, дифференциации наук. Тогда получаем:

Основания классификации авторы

Эволюционный принцип Конт, Спенсер, Энгельс, Пирсон

Принцип развития Гоббс, Энгельс

Дифференциация тел Энгельс

Деление явлений на естествен-

ные и искусственные Ибн-Сина, Гоббс, Ампер

Выделение основных форм движения Энгельс

Генетическая связь наук Даламбер, Конт, Энгельс

Деление наук по типам челове-

ческой деятельности Платон, Пирсон

Дифференциация наук Аристотель

Согласно функциональной классификации, система наук имеет искусственное происхождение и предназначена для выполнения ряда функций: отнесение объекта к той или иной системе зависит не от свойств и признаков объекта, а от того взаимодействия на какой-то другой объект, которое он способен реализовать. Функционально описание строится путем абстрагирования от всех остальных характеристик объектов, кроме функциональных. Основную роль наук Аристотель видел в удовлетворении трех потребностей: 1) познания природы; 2) развития духовной деятельности; 3) совершенствования материального производства. Отсюда деление наук: теоретические, изобразительные, практические. Классификация такова:

Основания классификации авторы

Деление наук по функциям в жизни общества Аристотель

Деление знаний на эмпирические и теоретические Даламбер

Выделение аспектов рассмотрения Ампер

Логическая связь наук Конт

Выделение основных форм движения Энгельс

Согласно морфологической классификации, предметом морфологии является форма и строение объектов: мы имеем одноуровневое рассмотрение системы, т.е. все выделенные в ее составе элементы относятся к одному уровню. В этом отличие от структурного исследования. Получаем следующую классификацию:

Основания классификации авторы

Деление сущностей на роды и виды Аристотель

Переход от простых явлений к сложным Аль-Фараби, Конт, Пирсон

Деление явлений на естественные и

искусственные Ибн-Сина, Гоббс, Ампер

Деление наук по типам деятельности человека Платон, Пирсон

Переход от простых наук к сложным Аль-Фараби, Энгельс

Согласно структурной классификации, для выделения конкретных элементов из некоторой системы требуется определить признаки элементарного объекта. Классификация выглядит так:

Основания классификации авторы

Соотношение целого и части Аристотель

Деление сущностей на виды и роды Аристотель

Переход от простых вещей к сложным Аль-Фараби, Конт, Пирсон

Деление явлений на естественные и

искусственные Ибн-Сина, Гоббс, Ампер

Деление наук по типам деятельности

человека Платон, Пирсон

Переход от простых наук к сложным Аль-Фараби, Энгельс

Принцип иерархичности Аль-Фараби, Ф.Бэкон, Гоббс

Согласно атрибутивной классификации, при ее создании используются выявленные характеристики свойства объектов. Платон делил науки по признаку ощущаемости и неощущаемости объектов изучения, а также по типу деятельности человека. В целом классификация выглядит следующим образом:

Основания классификации авторы

Ощущаемость объектов изучения Платон

Деление наук по типам деятельности человека Платон

Признак «тип чувственного восприятия» Аристотель

Деление явлений на естественные и искусств. Ибн-Сина, Гоббс, Ампер

Природная спецификация материальных объектов Ф.Бэкон, Ампер, Конт

Качественная специфика изучаемых явлений Гоббс

Деление тел по способности к ощущениям Гоббс

Признак единства свойств в телах Даламбер

Деление знаний на эмпирические и теоретич. Даламбер

Деление знаний по степени абстрактности Спенсер, Конт, Пирсон

Выделение аспектов рассмотрения Ампер, Пирсон

Существует ряд оснований классификации, которые невозможно отнести к какому-то одному из описанных выше типов. Эти основания являются многоаспектыми, так как связаны с очень общими закономерностями. Речь идет о принципе объективности, согласно которому характерные признаки наук и основания их классификации следует искать во внешнем объективном мире, т.е. вывести их из характера связей объективного (внешнего) мира своеобразие связей между науками. Классификация будет такова:

Основания классификации авторы

Принцип объективности Аль-Фараби, Ф.Бэкон, Даламбер

Принцип единства системы научного знания Даламбер, Сен-Симон, Конт

Индуктивный метод Ампер

Диалектический метод Энгельс

Принцип классификации изучаемых объектов Ампер

Принцип наглядности Гоббс, Даламбер

Принцип интеграции наук Пирсон

В качестве небольшого комментария к последней классификации, следует заметить, что признак единства системы научного знания позволяет рассматривать всю совокупность наук как единую целостную систему, имеющую взаимосвязанные и взаимозависимые элементы – отдельные науки, об этом писал, в частности Сен-Симон. Из принципа единства следует, что различные науки развиваются по общим законам и опережающее развитие какой-либо одной из них оказывает стимулирующее воздействие на другие. Именно этот принцип побуждал многих исследователей к построению единой классификационной системы наук и представлению ее в виде своего рода «карты науки».