logo
Наука и философия науки

Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания

Ст.Тулмин (1922 – 1997), американский философ постпозитивистского направления известен как автор широко известной работы «Человеческое понимание», в которой он исследует причины и процессы изменений, связанных с развитием науки. В этой книге он использует беспрецедентное сравнение процесса развития науки и модели эволюционного развития, выдвинутой Дарвином, с тем, чтобы показать, что процесс развития науки носит эволюционный характер.

Во многих своих работах он показывает, что абсолютизм имеет ограниченную практическую ценность. Абсолютизм происходит от платоновской идеалистической формальной логики, которая выступает за универсальную истину, соответственно и абсолютисты считают, что моральные вопросы могут быть решены, если придерживаться стандартных моральных принципов, независимо от контекста. Тулмин же утверждает, что многие из этих так называемых стандартных принципов не имеют отношения к реальным ситуациям, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни.

Мы должны вернуться к гуманизму и для этого есть четыре пути. Вот они.

Возвращение к устной речи и дискурсу; довод, который был отклонен современными философами.

Возвращение к конкретным индивидуальным случаям, которые касаются практических моральных вопросов, имеющих место в повседневной жизни. (в отличие от теоретических принципов, которые имеют ограниченную практичность)

Возвращение к местным или конкретным культурным и историческим аспектам.

Возвращение к своевременности (от вечных проблем к вещам, рациональное значение которых зависит от своевременности нашего решения).

Развивая свое понимание науки, Тулмин утверждает, что развитие науки это процесс инновации и отбора. Инновация означает появление множества вариантов теорий, а отбор – выживание наиболее стабильных из этих теорий.

Инновация возникает, когда профессионалы в отдельной области, начинают воспринимать привычные вещи по новому, не так как воспринимали их раньше; отбор подвергает инновационные теории процессу обсуждения и исследования. Наиболее сильные теории, прошедшие обсуждения и исследования встанут на место традиционных теорий, либо в традиционные теории будут внесены дополнения. С точки зрения абсолютистов, теории могут быть либо надежными, либо ненадежными, независимо от контекста. С точки зрения релятивистов, одна теория не может быть ни лучше, ни хуже другой теории, из другого культурного контекста. Тулмин придерживается мнения, что эволюция зависит от процесса сравнения, который определяет, способна ли будет теория обеспечить усовершенствование стандартов лучше чем, это может сделать другая теория.

Основная тема Тулмина – взаимосвязь человеческого понимания и научных понятий. Он формулирует ее следующим образом. Любая попытка заново сформулировать философские проблемы человеческого понимания позволяет возникнуть новым представлениям о том, что такое понятия и как они образуются. Мы должны отвергнуть точку зрения, согласно которой научные понятия представляют собой либо термины формальных исчислений, либо наименования для эмпирических классов объектов, в пользу процедурного анализа, связывающего их с альтернативными способами изображения в практике объяснения. Научные понятия есть дело коллективное. Именно в этой связи он рассматривает рост понятий в их исторической эволюции, усвоение понятий (развитие понимания), ценности понятий (основания их интеллектуального авторитета). Заимствуя термины из теории эволюции Дарвина, им вводятся такие понятия, как «эволюция человеческого понимания», «популяция понятий», «коллективные понятия», «концептуальные популяции», «интеллектуальный отбор». Однако его утверждение о том, что знание и понимание есть дело исключительно коллективное, упирается в вопрос относительно роли личности ученого, одиночки-первооткрывателя.