logo
Наука и философия науки

Объект познания

Под объектом в широком смысле слова понимается то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность субъекта. Наличие объекта обеспечивает нам непрерывность опыта, это устойчивый центр приложения нашей познавательной деятельности.

Проблема гносеологического объекта предполагает ответ на два вопроса: на что направлена наша познавательная активность, и каким образом получаем мы знание о внешнем по отношению к нам объекте. Рассмотрим возможные ответы на них, опираясь на существующую литературу. (Основы теории познания. Учебное пособие / под ред. Б.И.Липского. – СПбГУ, 2000. – 336с., а также Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – МГУ, 1993. – 168с.).

Наиболее ранняя концепция объекта, это понимание объекта как сущего. Затем формируется концепция понимания объекта как формы обнаружения трансцендентного бытия, находящегося за пределами чувственного эмпирического опыта. Таков мир идей Платона, который выявляется через нечто иное, например, через посредство активной конструирующей деятельности субъекта. Впоследствии актуальной становится концепция понимания объекта как бытия для другого. Внешняя среда суживается до сферы непосредственного осуществления жизни человеком. Это жизненный мир человека. Такая объективность уже не противостоит человеческой субъективности, а образует с ней некое неразрывное единство, выступая, как неотъемлемая часть субъективного опыта.

В обыденном сознании и в гносеологических учениях ранних философов формируется наиболее близкая к здравому смыслу наивно-реалистическая концепция объекта. С точки зрения наивного реализма, мир противостоит познающему субъекту как универсальный объект, существующий до познания и совершенно независимо от него. В этом варианте все понятия и представления рассматриваются как простые копии, слепки с действительности, возникающие в результате прямого воздействия объекта на познающее сознание – на душу человека. Наивный реализм основан на глубоком убеждении в том, что наше знание – это знание о самом предметном мире, о вещах, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная трудность состоит в том, что для значительной части понятий не удается отыскать непосредственного, пространственно-временным образом локализованного объекта. И количество таких понятий непрерывно растет.

Если, как говорил Демокрит, ощущения и мысли возникают вследствие проникновения в наши души образов (эйдосов), исходящих от предмета, то каково тогда происхождение абстрактных понятий, которым не соответствуют никакие телесные объекты? Ответ на эти вопросы предполагает отказ от чисто рецептивной концепции познания и признание за субъектом способности к активному контакту с объектом.

Платон и Аристотель понимают познавательное (субъект-объектное) отношение как частное проявление весьма широко понимаемой способности к действию, или активности. Способность к действию – это неотъемлемое свойство всех существующих вещей. Если бы вещь самим своим присутствием не производила бы изменений в своем окружении, как можно было бы обнаружить ее бытие? Да и можно было бы вообще говорить о бытии? Можно сказать, что вещи являются именно тем, что они производят. Признание решающей роли результата или продукта некоторой деятельной способности приводит к определенным следствиям.