Феноменологическая философия науки
Суть феноменологического метода, восходящего к немецкому философу Эдмунду Гуссерлю (1859 – 1938) формулируется в следующих положениях:
-во-первых, любое философское осмысление явлений мира начинается с тех исходных впечатлений, которые мы получаем от них, от вещей и явлений;
-во-вторых, следует воздерживаться от тех суждений, которые не прошли через философскую критику;
-в-третьих, исходные для философского опыта впечатления мы получаем от вещей, все остальное – чисто психологического происхождения. Психическое же есть феноменальное, т.е. явившееся в сознании, и если оно не согласуется с исходными впечатлениями, то должно быть отсечено;
-в-четвертых, феноменальность в субъективной чистоте выступает как интенция, как сознание о чем-либо. Интенциональность (быть на что-то направленным) выражает связь субъекта с объектом, ее нельзя игнорировать;
-в-пятых, сознание есть поток переживаний, он инициирован исходными впечатлениями от вещей. Специфика человека такова, что он переживает все, что с ним происходит. Он не может стать другим, а потому сознание имеет характер потока переживаний;
-в-шестых, работа сознания с феноменами называется феноменологической редукцией. Редукция (возвращение) имеет следующие смыслы: 1) она указывает на предмет познания, т.е. в силу интенциональности сознания оно не забывает его; 2) поток сознания намного богаче исходных впечатлений; это означает, что их смысл сводится к смыслу всего множества переживаний;
-в-седьмых, поток сознания есть конструирование синтетического многообразия переживаний благодаря воображению и фантазии человека. Сознание – это поток вариаций в определенных горизонтах. Размышляя, рефлектируя, человек воспроизводит свои впечатления об увиденном, услышанном, прочитанном;
-в-восьмых, сознание есть идентирование: в наших переживаниях есть нечто инвариантное и тождественное (идентичное), одно и то же;
-в-девятых, идентичное в переживаниях усматривается человеком, причем интуитивным образом. Работа сознания приводит к постижению сущности, эйдоса (жизненное содержание идеи). Идеи, как правило, усматриваются. Человек обладает такой способностью, ее нельзя разложить на составляющие. Это означает, что постижений идей является интуитивным: смотрите внимательно на поток переживаний – и увидите!
-в-десятых, идеи (эйдосы) нельзя увидеть, услышать, потрогать: они есть и доступны сознанию. К примеру, мы можем представить себе цветущую сирень, но у всех сиреней будет одна и та же сущность. Так как идеи, рассматриваемые как универсалии, принадлежат всему, в том числе и предметам, то приходится признать реальность идеальных предметностей.
Следует добавить к этим положениям следующее. Постижение эйдосов возвращает субъект к познаваемым вещам. Началом познания, как мы выяснили, является исходное впечатление от вещи. Затем происходит конструирование потока переживаний. На первый взгляд может показаться, что каждое последующее переживание все дальше уводит нас от исходных созерцаний. Но выделенная нами сущность является одной и той же, т.е. поток переживаний приближает нас к сущности объекта познания.
И еще одно важное положение. Постижение эйдосов обеспечивает согласованность человеческого опыта, и в этом смысле оно истинно. Ведь мир дан человеку в ощущениях, он связан с вещами весьма специфическим образом, ему кажется, что переживание цвета вещи и собственно цвет, как таковой, это разные сущие. Однако, выясняется, что переживание вещи и сама вещь имеют одну и ту же сущность. Благодаря этому возможно познание мира и координация мира человека с миром вещей. Мир вещей и мир переживаний имеют нечто общее, и этим общим является сущность. В отсутствие общей сущности невозможно разрешить так называемый парадокс сознания: мир сознания отличается от мира вещей, но, тем не менее, познание оказывается вполне возможным, что объясняется учением о феноменах сознания.
Значение феноменологии заключается в том, что на место бедных содержанием абстракций она поставила наполненные жизненной силой эйдосы, которые объединяют в себе чувства и мысли. Тем самым преодолевается представление о науке как лишенном жизни процессе и результате. К тому же она убедительно показала, что в гуманитарной сфере понятия являются ценностями.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки