Постмодернизм и наука
В начале 20 века русский философ и фонолог Н.С.Трубецкой ввел в науку термин «структурализм», который он противопоставил атомизму: значения фонем определяются их функциями в ряду звуков. Структурализм имеет место там, где единичное не считается самостоятельным, а воспроизводится не иначе как встроенным в некоторую организацию.
Фердинанд де Соссюр рассмотрел язык как знаковую, или семиологическую (от греч. знак) систему. Язык – социальное явление. Он не основан на естественном положении вещей. Языковые знаки имеют смысл лишь во взаимоотношении друг с другом и, следовательно, в силу своих отличий. Соссюр не отрицал, что слова предназначены для обозначения предметов. Но если бы язык использовался только для наименования предметов, различные его члены не были бы связаны между собой, они существовали бы по отдельности, как и сами предметы. В силу этого, именно язык позволяет человеку освоиться в мире, благодаря языку смысл вносится туда, где он изначально отсутствует.
Согласно Фрейду, психотерапевт получает доступ к бессознательному миру пациента исключительно благодаря языку. Язык – ключ к психическому составу человека, равно как и ко всему предметному. Сам язык выступает как совокупность предложений, связи которых и являются его структурой.
Итак, что же может познать человек? – Структуры языка. Следовательно, философия должна иметь дело не с вещами и идеями, а со структурами языка. Отсюда вытекают три исследовательские программы: структурализм, постструктурализм, постмодернизм.
В структурализме ведут поиск устойчивых отношений, проговариваемых в речи или прописываемых в письме. Такие структуры были обнаружены в системах первобытного родства или дописьменных обществ (К.Леви-Строс), в литературе (Р.Барт) и в бессознательном (Ж.Лакан).
В постструктурализме исследования сосредоточены на динамике языка, его изменчивости. При этом М.Фуко обратился к многообразию дискурсивных формаций. Ж.Деррида настаивал на деконструкции всех устоявшихся языковых структур, ибо именно они закабаляют человека. Деконструкция, по его мнению, реализуется на пути замены одних слов другими так, что о т них остаются лишь нескончаемые тропы следов. Человек вроде бы говорит о знакомом нам предмете, но нашел новый набор слов. Получается новое привлекательное повествование. Вот и все.
В постмодернизме окончательно уничтожаются все признаки его устойчивости. Язык предстает как агонистика языковых игр, которая, по мнению Ж.-Ф.Лиотара, теперь лежит в основе всего нашего метода.
Все три исследовательские программы трансформируют привычное нам отношение, когда обозначающее представляет обозначаемое. В постмодернизме наличие реальности отвергается. В языковых играх происходит сотворение непредставимого, но оно не дает сделать себя присутствующим, писал Лиотар. Он также считал, что принцип реализма был решающим образом дестабилизирован капитализмом, его денежным механизмом. А что, собственно, стоит за деньгами? – То же, что за квадратом Малевича – непредставимое.
Для философии науки представляют интерес следующие идеи анализируемого нами направления:
-во-первых, знание наращивается по дискурсивным порогам позитивности (собственно процесс образования дискурсивности), эпистемологизации (появились модели знания, которые подвергаются критике и проверке), научности (выработаны критерии аргументации), формализации (определены аксиомы и формальные правила построения дискурсов). Для философии науки важно то, что можно отделять научно-теоретический ряд, или восхождение по порогам научности, и научно-теоретический строй, или формирование собственно самого рафинированного знания;
-во-вторых, философствование реализует триаду: генеалогия – критика – археология. Генеалогия изучает образование дискурсов. Критика прореживает и унифицирует их. Археология занята проблематизацией в историческом поле дискурсов (откуда и слово «археология»);
-в-третьих, в научном исследовании необходимо реализовать полноту текста. Краткость научного суждения никогда не является самодостаточной;
-в-четвертых, плюрализм языковых игр. Эта идея принимается с трудом до тех пор, пока мы не вспомним, что на самом деле в науке существует такое обилие гипотез и теорий, что можно запутаться в них.
Конечно, постмодернисты преувеличивают произвольный характер языковых игр, тогда как в действительности любая языковая форма поддается научному осмыслению. Языковая игра – это не что иное, как наиболее сложная форма межличностной коммуникации с неординарной концептуальностью.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки