logo search
Наука и философия науки

Франкфуртская школа: поиск критической теории

Представители первого поколения этой школы М.Хорхаймер и Т.Адорно нам менее интересны: они пытались решить дилемму К.Маркса, который полагал, что статус теории обусловлен существующими общественными отношениями, как неким материальным вектором. Но как избавиться от деформирующего влияния ущербных во многих отношениях общественных отношений на теоретический состав знания? Как превратить традиционную теорию в критическую? Ответ на этот вопрос они не нашли.

Пример такого рода поисков мы находим в работах Ханса Альберта (р.1921), которые относятся к 1960-м годам, а также некоторых других немецких философов. (Альберт Х. Трактат о критическом разуме. – М.: УРСС, 2003. – 264с.). Альберт перевел идеи Поппера, своего учителя, на немецкую культурную почву. Впоследствии его ученик Х.Ленк продолжил начатое. Альберту принадлежит большой труд по проблемам экономического мышления «Социология рынка и логика решений: экономическая проблема в социологической перспективе», «Спор о позитивизме в немецкой социологии», «Конструирование и критика». В духе традиций он пытался навести мост между знаниями и практическими результатами научных исследованием, познанием и решением, наукой и этикой, точнее, свободным от оценок знанием и социальной практикой, если угодно между теорией и практикой, что должно, по его мнению, достигаться критикой.

Такого рода постановкой проблемы перехода Альберт фактически противопоставил себя не только всяческим попыткам догматизации в области науки и философии, но и учению о науке Поппера.

Более продвинутыми оказались идеи представителей второго поколения данной школы Ю.Хабермасу и К.-О.Апелю. В кратком изложении их суть такова:

-новая рациональность – это не что иное, как коммуникативный дискурс. Инструментальный разум должен быть преодолен в дискурсе, т.е. в диалоге, ведущемся посредством аргументов. Дискурс – высшая форма дискуссии;

-дискурс становится полновесным лишь в том случае, если он достигает стадии зрелости. Любое неразвитое знание оказывается некритическим и в итоге инструментальным;

-успех развития общества обеспечивает коммуникативная общественность, которая возможна лишь в условиях широкой гласности. Речь идет также о приобщении к развитой теории широких народных масс;

-условием возможности философии является языковая игра идеального коммуникативного сообщества. С чего начинается философия? – С языковой игры, а ее нет без коммуникации людей. Чтобы обеспечить успех философии, необходимо идеальное сообщество. Любое реальное сообщество должно стремиться стать идеальным;

-зрелый диалог ведет к консенсусу, который не приостанавливает языковую игру, а лишь фиксирует ее достижения, без которых невозможно контролировать и направлять общественное развитие. Компетентное согласие на основе коммуникативного дискурса – это основной принцип коммуникативной этики, которую Хабермас и Апель часто характеризуют в качестве этики ответственности.

Таким образом, искомые идеалы критической теории были найдены в концепции интерсубъективной зрелой языковой игры. В экономической науке идет сложный процесс налаживания коммуникаций между представителями различных направлений. Если кто-то из молодых исследователей возьмет на себя труд произвести объемный анализ диалога (взаимной критики), например, между неоклассиками и кейнсианцами, то он обнаружит много такого, что философии неизвестно, так завершает свой обзор В.А.Канке.