Герменевтическая концепция науки
В герменевтике выделяют два направления: герменевтика сознания (Ф.Шлейермахер и В.Дильтей) и герменевтика бытия (Г.Гадамер). с позиций второго направления герменевтический метод предстает в следующем виде:
-во-первых, человек есть существо понимающее, он оперирует не чувствами, а смыслами;
-во-вторых, процесс понимания осуществляется в герменевтическом круге в форме перехода от целого к части и от части к целому; в этом круге нет начала;
-в-третьих, задача герменевтики состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство усвоенного смысла;
-в-четвертых, исходное звено процесса понимания образуют акты предпонимания, или предвосхищения смысла; оно никогда не начинается с нуля, а присутствует в нас;
-в-пятых, понять что-либо – это означает, прежде всего, понять суть, понять дело, вслед за этим приходит и понимание чужого мнения;
-в-шестых, пределы понимания образуют его горизонт, т.е. то, что в состоянии охватить умственный взор человека;
-в-седьмых, само понимание есть не столько рефлексия и мышление, сколько действие по наращиванию герменевтического опыта человека за счет каждой порции добываемого им смысла;
-в-восьмых, понимание есть процесс интерпретации, диалектика вопросов и ответов (да и нет), понимание имеет вопросно-ответную структуру. В действии выясняется, что в предвосхищении смысла приходится прислушиваться к опрашиваемому, который отвергает наши пред-мнения. Вопросно-ответной структурой обладает не только диалог, но и всякое действие;
-в-девятых, понимание вербально, и его окончательной инстанцией оказывается язык; вещи определяют строй языка, среду понимания;
-в-десятых, подлинные человеческие отношения складываются там, где герменевтический опыт как диалог с другим достигает зрелости, а это происходит, когда собеседники открыты друг другу, когда они стремятся к согласию.
Венец понимания, пишет Гадамер, это прекрасное как праздник, как игра. А прекрасное – это способ явления благого. Искусство выше морали. Прекрасное – это в первую очередь не радость чувства, а дело, т.е. праздник, игра.
Первоначальные усилия Гадамера никак не были связаны с наукой, однако и он предпринял серьезную попытку примирить философию с наукой.
Начинает свои поиски он с положения о том, что вся наука включает в себя герменевтический круг. С герменевтической точки зрения философствование есть вопрошание и реконструирование сути дела в языке. А что такое суть дела? – Герменевтика является практикой, потому что каждая порция добытого знания тотчас же должна быть применена. Нет понимания без применения знания.
Применение (аппликация) знания необходима еще и потому, что всякий опыт идет вразрез с нашими ожиданиями. Чтобы обеспечить гармонию нашего жизненного опыта, приходится постоянно прибегать к процедуре аппликации знания.
А как добывается знание? – Мы стремимся реконструировать вопрос, на который данное содержание предания (рассказ, теория) было бы ответом. Потому что люди затронуты той ситуацией, в которой они находятся. Главная идея состоит в том, что вопрос не может быть любым. Он не должен разрушать до него устоявшуюся гармонию человека с его окружением. Поэтому теорию герменевтов следовало бы, полагает В.А.Канке, назвать концептуализм, ибо для них гармония, консенсус, превыше всего: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать слово инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем суть герменевтики.
Если в философии науки критицизму уделено довольно много внимания, то концептуализм, по сути, малоизвестен. Между тем речь идет ни мало ни много, как о сути дела и языка. Суть дела – это сохранение и обеспечение гармонии бытия, его целостности. Применительно к экономике гармония означает согласие всех ее субъектов. Суть дела не расположена ни на стороне предпринимателей, ни на стороне наемных рабочих, она их объединяет.
А что касается языка, то он обеспечивает понимание сути дела. Язык не первичен, а вторичен. Естественно, возникает вопрос: каким должен быть язык? – Прежде всего, должно быть реализовано требование точности языковых форм.
Вот здесь у герменевтов существует пробел, поскольку их идеалом является этимологический смысл слова, а не его понятийный, концептуальный, состав. В этом случае оказывается закрытым путь к постижению многих сущностных черт науки. Они также отказались от института ценностей. Им показалось, что он несовместим с принципом концептуальности, ибо субъективен. Они также отказались от тщательного анализа содержания наук, их выводы даже несогласуемы с наукой. Они сверхподозрительно относятся к концепту «теория».
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки