logo search
Наука и философия науки

Генезис науки

Исторически имеют место следующие формы науки:

-древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская);

-античная наука;

-средневековая европейская наука;

-новоевропейская классическая наука;

-неклассическая наука;

-постнеклассическая наука.

Особенностями восточной преднауки считаются следующие характеристики:

-непосредственная включенность начал математики и натурфилософских представлений о мире в практическую деятельность человека;

-рецептурный, инструментальный, прикладной характер результатов знания;

-исключительно эмпирический, и лишь в отдельных случаях интуитивно-проблемный характер обоснования знания;

-закрытость знания (особенно на Ближнем Востоке), разглашение которого сурово каралось, ибо на этих знаниях держалась не только тайна мира, но и способы управления людьми.

В Древней Греции картина существенно меняется. Формируются основы наук:

-теоретичность (источник научного знания – мышление);

-логическая доказательность;

-независимость от практики;

-открытость критике.

Образцом античного понимания науки стали «Начала» Евклида.

Сущностные черты средневековой науки таковы:

-теологизм;

-схоластика.

В этот период научные истины (истины разума) имели подчиненный, довольно низкий гносеологический статус в сравнении с религиозными истинами (истинами веры). Астрология, алхимия, религиозная герменевтика были образцами, которые противоречили по своим знаниевым и операциональным характеристикам как своей юной предшественнице – античной науке – так и ее истокам. Вместе с тем, в недрах религиозных по внешнему признаку университетах зрели зерна более глубокой науки, давшей затем плодотворные всходы.

Третий компонент оснований научной деятельности – философские основания науки. Еще в античности пытались свести многообразие вещей и явлений к одному или нескольким первоначалам. Тем самым обозначилась особая роль философии в обосновании научного знания. При этом философские принципы обоснования не ограничиваются объяснением теоретических законов, они охватывают широкий круг логических принципов доказательных и правдоподобных рассуждений, определения понятий и способов аргументации.

Важна эвристическая и прогностическая функции философии в развитии науки. Такова была теория атомистики Демокрита, острие учения которого было направлено не столько против стихийно-материалистических воззрений первых античных философов, сколько против отрицания Парменидом движения и изменения в реальном мире. Решение чисто философских проблем послужило источником для реализации программы поиска объяснения свойств и явлений с помощью ненаблюдаемых атомов (теоретических объектов). Впоследствии таким же путем удалось объяснить такие эмпирические законы, как обратную пропорциональность между объемом газа и его давлением (закон Бойля-Мариотта), прямую пропорциональность между температурой и объемом газа (закон Шарля – Гей-Люссака), закон постоянства состава в химии и другие.

Обнаружение большой группы частиц, из которых состоит атом, привело к представлению о том, что материя делима до бесконечности. Но как считал еще Анаксагор, при бесконечном делении исчезает сама материя. Таким образом, еще в античном мире возникает другая фундаментальная идея о едином, взаимосвязанном, целостном мире. Сегодня эта идея становится объектом исследования интегративных и междисциплинарных исследований.

Вместе с тем, развитие научного знания существенно влияет на постановку философских проблем примеров тому множество, начиная с работ по ДНК, клонированию, компьютерному моделированию и другим.