Тихо Браге
В 13 лет он, поступив в университет для изучения философии и права, внезапно увлекается астрономией. Непосредственным поводом для этого послужило восхищением перед наукой, которая с такой точностью может предсказывать солнечные затмения, которое как раз наблюдалось в тот год. В 16 лет он осознал то, чего до него не удалось понять профессиональным астрономам того времени – для утверждения той или иной астрономической теории необходим длинный ряд точных наблюдений. Он начал проводить наблюдения с простым прибором: парой планок, соединенных наподобие циркуля, одна ножка которого указывала на планету, а другая на неподвижную звезду. Он измерял угловое расстояние с помощью нарисованного на бумаге круга с делениями, положение планет он часто определял на глаз, когда она образовывала прямоугольный треугольник с двумя известными ему звездами. Даже простейшие инструменты позволили ему зафиксировать, что в изменении положения планет система Птолемея давала временной сбой, равный одному месяцу, но не точна была и система Коперника. Он приступает к усовершенствованию астрономических приборов, вначале градуируя их все более точно, а затем меняя конструктивные особенности. Так появляются квадрант, большой глобус (диаметром в рост человека) астролябия, построенная по эскизу той, которой пользовался Гиппарх, прибор для измерения высот азимутов, секстант, который определял углы с точностью в 1/240 градуса. На основе многолетних наблюдений он предложил компромиссную между системами Коперника и Птолемея теорию вселенной: пять планет (за исключением Земли) движутся по круговым траекториям вокруг Солнца. Вся группа – Солнце, планеты и Луна – вращается вокруг Земли.
Фиг. 66 на стр. 121 книги Роджерса
На рис. отображена теория планет, предложенная Тихо Браге.
Солнце движется вокруг неподвижной Земли, неся с собой все остальные планеты системы Коперника.
Геометрически эта схема эквивалентна схеме Коперника. Однако, в ней отсутствует неприемлемое для Тихо Браге представление о вращении Земли. Тихо становится самым выдающимся ученым Европы. Философы, государственные деятели, многие ученые и даже короли приезжали к нему в обсерваторию, которая была построена датским королем Фредериком 2-м, понимавшим, что его исследованию могут прославить страну. Обсерватория с претенциозным названием Небесный замок была построена по проекту Браге на острове Вен, и в течение 25 лет в этом храме науки проводились самые тщательные для эпохи наблюдения за небесными светилами. Со смертью своего покровителя ученый лишается необходимых средств и навсегда покидает Данию, чтобы обосноваться, в конце концов, в Праге, где и были составлены таблицы многолетних наблюдений, названные Рудольфовыми в честь императора Богемии, его нового покровителя.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки