logo search
Наука и философия науки

Фрэнсис Бэкон

В то время, как Декарт пытался объяснить происхождение вселенной и ее законы на основе опирающейся на математику дедуктивной теории, Ф.Бэкон пропагандировал индуктивный метод, основанный на систематических экспериментах. Дедукция была методом «старой» философии. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом. Вот ставший классическим пример: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен». Рассуждение идет от общего к частному, знание как бы сужается, и поэтому дедуктивные выводы всегда достоверны, обязательны, точны, безусловны. Тогда за что же их критикует Бэкон?

Во-первых, в основе любого дедуктивного умозаключения лежит какое-либо общее положение: все люди смертны, все небесные тела движутся, все металлы плавятся. Но всякое общее утверждение страдает неполнотой, и часто просто принимается нами на веру. А вдруг не все металлы плавятся? В этом случае наше исходное общее положение будет неверным и все остальное рассыпается. Основной недостаток силлогизма – непроверяемость его общих положений.

Во-вторых, дедукция – это всегда сужающееся знание, а наша цель – постижение новых закономерностей. Рассуждение обязательно должно идти расширяться, а это возможно, когда мы идем от меньшего к большему, расширяя наше знание и открывая новые законы.

Вот Бэкон и пытался достигнуть универсальных знаний с помощью организованной системы исследований, позволяющей собрать большое количество данных, на основе которых можно было бы приобрести необходимую информацию. Он считал, что наука не может идти вперед с помощью чистой дедукции и умозрительных рассуждений и не может развиваться на основе случайно полученных данных. Истинный метод науки – индуктивный. Железо – плавится, медь – плавится, Юпитер – движется и имеет спутники, из желудя вырастает дуб. Ученые должны тщательно продумывать свои эксперименты и обрабатывать их, прибегая к индукции и строгой проверке. При исследовании движения колеса, которое скатывается с холма, вы следовали методу Галилея и Ньютона: собирали информацию, извлекали правила, придумывали гипотезу, делали выводы, проверяли эти выводы. Индуктивный метод философского познания, опирающийся на опыт, получил названием эмпиризм.

Бэкон считал, что в науке нужны именно такие схемы. Однако в реальности методы исследований бывают самые разнообразные. Нельзя считать, что прогресс происходит исключительно скачкообразно. Первая стадия размышлений и экспериментов может даже привести назад, к исходной точке, но при этом мы все равно обогащаемся знаниями, которые оказываются полезными на последующих стадиях. Он прозорливо говорил о научных сообществах, их возрастающей роли.

Итак, в отличие от натурфилософии наука в эпоху Возрождения и наступления Нового времени провозгласила два важнейших принципа (аксиомы) науки:

-опыт – это важнейший источник информации о мире (Бэкон);

-развитие – это важнейший метод причинного объяснения всего сущего (Спиноза), и, следовательно, эффективный метод конструирования динамических моделей природы сознанием человека.

Сочетание этих двух принципов позволило перейти от простого созерцания к эксперименту как целенаправленному воздействию на исследуемый объект с опорой на определенные модели функционирования какой-то его части.

В целом 17-й век был наполнен ощущением того, что должна возникнуть некая общая теория, которая могла бы объяснить целый ряд законов, закономерностей, явлений. Если вы хотите постичь современную физику, вы должны изучить лежащую в ее основе теорию. Такого рода теорией является теория всемирного тяготения Ньютона.