Новое время
Ньютон родился в том же году, когда умер Галилей. Но прежде чем оно проявил себя как новый гений в науке, прошли годы, которые были заполнены важными научными достижениями, о которых следует знать потому, что они являются важнейшее составной частью того, что принято называть классической европейской наукой.
Уильям Гильберт (1540 – 1603). Врач, проводил опыты по магнетизму, написал на эту тему прекрасную книгу. Проводил опыты по электростатике.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Блестящий публицист, создавший систему исследований на основе эксперимента и индукции. Его система не была практична и не внесла значительного вклада в развитие науки. Бэкон отвергал работы Гильберта и Галилея, отрицал теория Коперника. Однако он способствовал представлению о том, что природу нужно исследовать с помощью различного рода экспериментов, а не только описывать и обсуждать его проявления.
Рене Декарт (1596 – 1650). Философ и математик. Исследуя оптические явления и движение тел, он был близок до некоторой степени к открытию законов Ньютона. Предложил остроумную теорию вихрей для объяснения гравитации, сил сцепления и движения планет. Самый большой вклад Декарта в науку – введение прямоугольной системы координат, позволяющей получать алгебраические уравнения для кривых, касательных. Это открытие подготовило почву для создания дифференциального исчисления, которое позволило с помощью подобных графиков вычислять площади и строить касательные не путем измерений, а на основе решения уравнений.
Отто фон Герике (1602 – 1686). Сконструировал действую модель вакуумного насоса и применил ее для демонстрации существования атмосферного давления с помощью «магдебургских полушариев» - больших полых сфер, которые нескольким упряжкам лошадей не удавалось растащить в разные стороны, если из шара, образуемого этими полусферами, предварительно был выкачан воздух.
Евангелиста Торричелли (1608 – 1647). Физик, создал первый барометр.
Блез Паскаль (1623 – 1662). Богослов и ученый. Заложил основы теории вероятностей. Установил закон распределения давления в жидкости.
Роберт Бойль (1626 – 1691). Великий экспериментатор, изучавший физику вакуума, законы поведения идеальны газов.
Христиан Гюйгенс (1629 – 1695). Математик и физик, создатель волновой теории света. Сконструировал очень точные часы (вероятно, первую модель маятниковых часов) с корректирующим устройством, учитывающим незначительное увеличение периода маятника при большой амплитуде. Занимался исследованиями в области механики и еще до Ньютона вывел выражение для центростремительного ускорения.
Роберт Гук (1632 – 1702). Один из величайших ученых эпохи, однако, его соперничество с Ньютоном приносило ему много огорчений: гениальные труды Ньютона затмевали его собственные и умаляли его достижения.
Эдмунд Галлей (1656 – 1742). Астроном, друг Ньютона, многое сделал для того, чтобы помочь публикации трудов своего великого друга.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки