logo search
Наука и философия науки

К новейшей философии и методологии научного познания

В рамках, отечественной школы философии и методологии научного познания В.С.Степин, В.С.Швырев, А.П.Огурцов, А.Л.Никифоров разработали соответствующую программу подготовки аспирантов. Научное познание рассматривается ими как исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны, характером исследуемых объектов и явлений, а с другой стороны, социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу развития цивилизации. Наука рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, которая в своем развитии порождает все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.

К предмету философии науки они относят:

-науку в ее целостности и развитии;

-общие закономерности и тенденции научного познания в социокультурном контексте;

-структуру, функционирование и развитие научного знания;

-методы исследовательской деятельности, нормы и идеалы научности, типы научной рациональности;

-традиции и новации с их особой ролью и соотношением в научном познании;

-функции науки в жизни общества.

Можно сказать, что философия науки является философским исследованием науки в процессе ее историко-культурного развития. Что это за исследования? Вот некоторые из них:

-неопозитивистская модель развития науки;

-концепция развития научного знания К.Поппера;

-концепция смены парадигм Т.Куна;

-методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса;

-реконструкция истории науки П.Фейерабенда.

В философии науки выделяют три основных ее уровня:

-общую философию науки как целого,

-философию отдельных областей и видов научного знания (математика, естествознание, гуманитарные науки, технико-технологические знания),

-философию отдельных наук и дисциплин (механика, астрономия, история).

К числу важнейших проблем общей философии науки относят:

-взаимосвязь философии и науки, механизм и формы этой взаимосвязи,

-понятие науки, отличие науки от вненаучных форм знания, критерии научности знания,

-общая структура науки,

-уровни научного знания,

-методы научного познания,

-общие закономерности развития научного знания,

-философские основания науки и их виды,

-философские проблемы науки, способы их постановки и решения.

К основным разделам философии науки относят:

-онтологию науки,

-гносеологию науки,

-логику и методологию науки,

-аксиологию науки, общую социологию науки,

-философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности,

-философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.

Выделяют следующие функции философии в научном познании.

Во-первых, философское знание лежит в той или иной мере в основе всякой картины мира, любой универсальной модели реальности, сквозь призму которой, так или иначе, просматривается предмет исследования конкретной науки.

Эта картина мира, в отличие от религиозной и мифологической, служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других научных картин мира. Важнейшее предназначение философии в культуре – понять не только каков наличный человеческий мир в своих глубинных структурах, но и каким он может быть.

Во-вторых, философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Несмотря на то, что частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом.

В-третьих, философия дает частным наукам наиболее общие методологические принципы в виде всеобщих методов, образующих в своей совокупности теоретическую основу научного исследования. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов. Философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования.

Философское знание воздействует на научное знание в основном опосредованно, т.е. через методы и формы других методологических уровней, прежде всего, через общенаучный уровень. Это обусловлено тем, что любая частная наука располагает элементами всеобщего научного знания (принципами, законами, категориями), составляющими ее целостность и делающими всякую науку «прикладной логикой», пронизанной философским компонентом.

В-четвертых, философскому знанию присуща умозрительно-прогнозирующая функция, то есть оно содержит такие идеи, научная значимость которых может быть оценена спустя многие годы и века (модель атомизма в античной философии).

В-пятых, философия влияет на научное познание при построении теорий, особенно фундаментальных, таких как теория относительности, квантовая теория. Это особенно заметно в эпоху научных революций (смена парадигм Т.Куна, смена научно-исследовательских программ И.Лакатоса) В.Гейзенберг говорил: дурная философия исподволь губит хорошую физику, поскольку из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его собственным мировоззрением. А потому следует хорошо разбираться в философских вопросах.

В-шестых, критическая функция философии как один из важных способов, призванных дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, позитивные и негативные моменты. Критикуя идеи этого мира, ученый критикует и сам мир, отсутствие критики приводит к опасным заблуждениям. Философское знание – это, прежде всего, рациональное знание, как и общенаучное. Поэтому эти два вида знания взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены.

Основные функции науки таковы:

-производство теоретического знания;

-наблюдение, описание, объяснение, предвидение;

Это все понятно. А что дальше, в чем творческий импульс философии науки на современном этапе? Рассмотрим новые подходы, которыми, на наш взгляд, богат потенциал русского космизма в целом и творческое наследие Чижевского в первую очередь.