К новейшей философии и методологии научного познания
В рамках, отечественной школы философии и методологии научного познания В.С.Степин, В.С.Швырев, А.П.Огурцов, А.Л.Никифоров разработали соответствующую программу подготовки аспирантов. Научное познание рассматривается ими как исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны, характером исследуемых объектов и явлений, а с другой стороны, социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу развития цивилизации. Наука рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, которая в своем развитии порождает все новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи, управляющие их взаимодействием.
К предмету философии науки они относят:
-науку в ее целостности и развитии;
-общие закономерности и тенденции научного познания в социокультурном контексте;
-структуру, функционирование и развитие научного знания;
-методы исследовательской деятельности, нормы и идеалы научности, типы научной рациональности;
-традиции и новации с их особой ролью и соотношением в научном познании;
-функции науки в жизни общества.
Можно сказать, что философия науки является философским исследованием науки в процессе ее историко-культурного развития. Что это за исследования? Вот некоторые из них:
-неопозитивистская модель развития науки;
-концепция развития научного знания К.Поппера;
-концепция смены парадигм Т.Куна;
-методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса;
-реконструкция истории науки П.Фейерабенда.
В философии науки выделяют три основных ее уровня:
-общую философию науки как целого,
-философию отдельных областей и видов научного знания (математика, естествознание, гуманитарные науки, технико-технологические знания),
-философию отдельных наук и дисциплин (механика, астрономия, история).
К числу важнейших проблем общей философии науки относят:
-взаимосвязь философии и науки, механизм и формы этой взаимосвязи,
-понятие науки, отличие науки от вненаучных форм знания, критерии научности знания,
-общая структура науки,
-уровни научного знания,
-методы научного познания,
-общие закономерности развития научного знания,
-философские основания науки и их виды,
-философские проблемы науки, способы их постановки и решения.
К основным разделам философии науки относят:
-онтологию науки,
-гносеологию науки,
-логику и методологию науки,
-аксиологию науки, общую социологию науки,
-философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности,
-философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.
Выделяют следующие функции философии в научном познании.
Во-первых, философское знание лежит в той или иной мере в основе всякой картины мира, любой универсальной модели реальности, сквозь призму которой, так или иначе, просматривается предмет исследования конкретной науки.
Эта картина мира, в отличие от религиозной и мифологической, служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других научных картин мира. Важнейшее предназначение философии в культуре – понять не только каков наличный человеческий мир в своих глубинных структурах, но и каким он может быть.
Во-вторых, философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Несмотря на то, что частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом.
В-третьих, философия дает частным наукам наиболее общие методологические принципы в виде всеобщих методов, образующих в своей совокупности теоретическую основу научного исследования. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов. Философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования.
Философское знание воздействует на научное знание в основном опосредованно, т.е. через методы и формы других методологических уровней, прежде всего, через общенаучный уровень. Это обусловлено тем, что любая частная наука располагает элементами всеобщего научного знания (принципами, законами, категориями), составляющими ее целостность и делающими всякую науку «прикладной логикой», пронизанной философским компонентом.
В-четвертых, философскому знанию присуща умозрительно-прогнозирующая функция, то есть оно содержит такие идеи, научная значимость которых может быть оценена спустя многие годы и века (модель атомизма в античной философии).
В-пятых, философия влияет на научное познание при построении теорий, особенно фундаментальных, таких как теория относительности, квантовая теория. Это особенно заметно в эпоху научных революций (смена парадигм Т.Куна, смена научно-исследовательских программ И.Лакатоса) В.Гейзенберг говорил: дурная философия исподволь губит хорошую физику, поскольку из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его собственным мировоззрением. А потому следует хорошо разбираться в философских вопросах.
В-шестых, критическая функция философии как один из важных способов, призванных дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, позитивные и негативные моменты. Критикуя идеи этого мира, ученый критикует и сам мир, отсутствие критики приводит к опасным заблуждениям. Философское знание – это, прежде всего, рациональное знание, как и общенаучное. Поэтому эти два вида знания взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловлены.
Основные функции науки таковы:
-производство теоретического знания;
-наблюдение, описание, объяснение, предвидение;
Это все понятно. А что дальше, в чем творческий импульс философии науки на современном этапе? Рассмотрим новые подходы, которыми, на наш взгляд, богат потенциал русского космизма в целом и творческое наследие Чижевского в первую очередь.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки