Уиллард Куайн
Куайн считает, что в основе философских конструкций науки лежат следующие базовые положения:
-всегда мы имеем дело с возбуждением чувственных рецепторов человека;
-люди пользуются языком, как интерсубъективной социальной системой знаков;
-в различных ситуация люди избирают разные способы поведения.
Иначе говоря, все сказанное нами касается соотношения чувственных реакций, языка и поведения. А вот что такое внутренний опыт человека, мы не знаем. Это позиция радикального эмпиризма. Но не она является ведущей в его философии науки. Его философия – это, скорее, лингвицизм эмпирического и поведенческого толка. Ему близки позиции Дж.Дьюи, однако, если тот акцентировал внимание на поведении, то Куайн – на языке.
Возникает вопрос, почему Куайн не восходил от чувственных реакций на ситуационные (поведенческие) стимулы к языку и непосредственно поведению? Потому что сами люди вынуждены на свой страх и риск конструировать систему мира, которая ориентирована в большей степени именно на язык, чем на чувства. Отсюда весьма неожиданные выводы философа:
-непостижимость референции. Референция – это обозначение объектов словами и другими знаками. Кажется все очевидно. Однако даже в случае прямого указывания на какой-то объект, нам не всегда бывает ясно, на что именно указывается: на весь объект или на его часть. К тому же многими словам, в частности союзам, предлогам, междометиям подобного рода определения вообще противопоказаны. Тогда несостоятельность референции кладет конец мифу о музее, согласно которому каждому объекту соответствует слово;
-фундаментальными элементами семантики являются не слова, а предложения. Значения слов зависят от значения предложений;
-существовать, значит быть значением связанной переменной. Поведение человека не может обойтись без интереса к тому, что признается существующим. Возьмем пропозициональную функцию «х есть р»: существенным признается только такое х, которое удовлетворяет предложению «х есть р». Сделанный вывод согласуется с логикой предикатов, в которой используются кванторы, в частности, квантор всеобщности. Получается, что все научные законы можно записать в кванторном виде. Следовательно, в науке признаются не любые объекты, а лишь те, которые выступают значениями введенных нами переменных;
-принцип онтологической относительности: онтология определяется, во-первых, конкретной теорией, во-вторых, способом перевода предпосылочной теории в другую. Когда задается вопрос, что мы принимаем за объекты, он чаще всего бывает связан с языком, выступающим как теория. Таким образом, все объекты теоретичны. Но, поскольку возможны разнообразные языки, и, следовательно, отличающиеся друг от друга теории, теоретическая относительность объектов существует не в единственном экземпляре. Онтология относительна именно в двояком смысле;
-концепция неопределенности перевода: не существует реальности, относительно которой тот или иной перевод можно признать верным. На это возможен ответ, который приводит В.А.Канке: экспериментальные данные как раз и представляют такую реальность;
-отрицание аналитических предложений. Предложение называется аналитическим благодаря своей форме и значению терминов, входящих в него. Карнап пришел к выводу о том, что в рамках последовательного эмпиризма смысл аналитических предложений невозможно определить. Куайн же подметил, что у неопозитивистов предложения редуцируются к предложениям наблюдения. А когда речь заходит о математике и логике, это правило нарушается;
-совокупность наук есть единое целое, граничными условиями которого является наш чувственный опыт. Отдельные науки не имеют связи с опытными данными, лишь все вместе они соприкасаются с ними;
-тезис Дюгема – Куайна: данные экспериментов учитываются в процессе постоянной трансформации науки в целом. Наука выступает как обширное целое образование, способное переработать новые порции знания в любой области. До научных революций дело никогда не доходит, потому что перед судом новых экспериментальных данных всегда оказывается не отдельное положение теории, а сама она в целом. Так называемые решающие эксперименты, которые позволяют выбрать между двумя предложениями или двумя теориями, невозможны. Даже самые громкие эксперименты приводят не более, чем к частичной трансформации теории. Конвенционализм невозможен. Поппер решительно возражал Куайну, и был прав.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки