Наука как предмет философского анализа
Взаимоотношение философии и науки.
Между философией и наукой существует двойная связь, считает А.Р.Рэдклифф-Браун: во-первых, это историческая и функциональная связь между ними; во-вторых, логическая. В каждом обществе, пишет он, обнаруживаются представления, касающиеся природы реальности, а также ценностные суждения. Это функциональная связь. Что касается логической связи, то здесь уже неясно, где начинается ученый и кончается философ. Если ученый неспособен к философским размышлениям, то он не внесет существенного вклада в развитие своей науки; и точно так же философ, отступающий от логики, которой требует от него наука, не внесет значительного вклада в прогресс знания. Специфическая задача философии науки состоит в том, чтобы делать все более ясными фундаментальные понятия, лежащие в основании наших научных представлений. Работая над этой задачей, она будет отвлекаться от ценностных суждений, этических и эстетических предположений. Предметом ее интереса будут априорные предпосылки, на которых держатся наши научные представления. (Рэдклифф-Браун А.Р. Естественная наука об обществе// Личность. Культура. Общество. 2010, том Х11. Вып. 1. №№ 53 – 54., с. 18 – 30).
Основные идеи научного знания (естествознание) таковы:
Вселенная регулярна и предсказуема.
Все движения можно описать одним набором законов (три закона Ньютона).
Энергия не исчезает.
При всех превращениях энергия переходит из более полезных в менее полезные формы (первый и второй законы термодинамики).
Электричество и магнетизм – две стороны одной и той же силы.
Все состоит из атомов.
Все – материя, энергия, квантовые характеристики частиц – выступают дискретными величинами, и нельзя измерить ни одну из них, не изменив ее.
Атомы «склеиваются» электронным клеем.
Поведение вещества зависит от того, какие атомы входят в его состав и как они расположены.
Ядерная энергия выделяется при превращении массы в энергию.
Атомы, из которых состоит все, сами состоят из кварков и лептонов.
Звезды зарождаются, существуют и распадаются, как и все остальное в мире.
Вселенная возникла в прошлом в определенный момент и с тех пор она расширяется.
Законы природы едины для любого наблюдателя, таков вывод специальной и общей теории относительности.
Поверхность Земли постоянно изменяется, на ней нет ничего вечного.
Все процессы на Земле происходят циклически.
Все живое состоит из клеток, представляющих собой подобие фабрик жизни.
Все живое основано на генетическом коде.
Все формы появились в результате естественного отбора.
Все живое связано между собой в единую систему (суть экологии).
Основные идеи научного знания (философии, социологии) таковы:
Идея о творческой роли философии и ее сущности (философские знания непрерывно углубляются, обновляются по мере развития науки и практики).
Идея о процессе познания как взаимодействии объекта и субъекта (общественного существа), которое детерминировано не только практикой, но и социокультурными факторами.
Идея единства (совпадения) диалектики, логики и теории познания.
Идея взаимосвязи объективной (развития природы) и субъективной (сознание, мышление) диалектики.
Идея о практически-действенной роли философии в преобразующей деятельности человека и общества.
Идея общественного исторического процесса, объясняющая, как из одного уклада общественной жизни развивается другой, более высокий.
Идея антропоцентризма (смещение оси философского исследования с проблем онтологии, гносеологии на человека).
Идея саморазвития природы и общества как поступательного, прогрессивного развития, не детерминированного извне.
Идея стихийности и неравномерности развития человечества как социальная противоречивость общественных процессов и развития планетарной цивилизации.
Идея формирования единого планетарного сознания (ноосфера – сфера разума).
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки