Общие выводы
Согласно К.Попперу, критика теорий позволяет увеличить ее содержание.
Согласно И.Лакатосу, наука выступает последовательностью научно-исследовательских программ, каждая теория, будучи научно-исследовательской программой, вариативна. Она обладает ядром, которое неизменно, и защитным поясом, который варьируется. Если варьирование защитного пояса недостаточно в связи с появлением новых научных задач, то прежняя НИП замещается новой. Вытеснение одной программы другой есть научная революция.
Согласно Т.Куну, в силу определенных социальных и психологических основ некоторое знание признается образцовым, оно выступает в качестве парадигмы. Замена одной парадигмы другой является научной революцией. Парадигма определяет тенденции развития научных исследований. Развитие знаний в рамках парадигмы получило название нормальной науки, смена парадигм – научная революция (смена классической физики Ньютона на релятивистскую Эйнштейна).
Согласно П.Фейерабенду, эволюция науки реализуется в пролиферации теорий, он настаивал на всемерном размножении теорий: чем их больше, тем лучше. Теории несоизмеримы.
Согласно Полани, будучи человеческими существами, мы неизбежно вынуждены смотреть на вселенную из того центра, что находится внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями человеческого общения. А всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице.
В.А.Канке считает, что динамику научного знания наиболее полно и ясно выражает теория концептуальной трансдукции. В этой связи:
-согласно принципу концептуализма, каждая из наук обладает только ей присущей концептуальностью. Именно в силу этого несостоятельно сведение одной науки к другой;
-согласно принципу единства суб- и метанаучного анализов, недопустимо ограничиваться только субнауками, игнорируя метанауки. Антинаучный синдром приводит к многочисленным коллизиям, которые плохо осознаются;
-согласно принципу ответственности, ученый берет на себя обязательство в меру своих сил решающим образом способствовать росту научного знания;
-основаниями теории концептуальной трансдукции являются принципы концептуализма, единства суб- и метанаучного анализов, трансдукции, ответственности;
- введение понятий «научно-технический ряд» и «научно-технический строй» позволяет обогатить философию науки более глубоким представлением о механизме роста научного знания, а введение ценностей-концептов придать общественным дисциплинам статус научности.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки