В.А.Канке: теория 4д
Электронный вариант статьи??
Индукция, дедукция, абдукция, традукция.
Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно даже там, где речь идет о практической сфере жизни человека.
В.А.Канке (р.1945) вполне оправданно обращается к тем аспектам философии науки, которые касаются общественных дисциплин, как такой сфере деятельности человека, в которой превалирует ценностный подход. Рассмотрим последовательно его аргументацию.
Вначале В.А.Канке обращается к работам британского философа Джона Мура (1873 – 1958), который разрабатывал такие принципы этики, как интуиционизм, антинатурализм, научность, телеологичность. С чего начинается этика как наука? На этот вопрос обычно отвечают, что с понятия добра. Но здесь, полагает Мур, нас поджидает полная неожиданность. Дело в том, что понятие «добро» неопределимо, и это при том, что любая вещь может быть добром. Он пояснял, что добру можно было бы дать определение в случае, если бы оно состояло из частей. Но оно таковым не является. Следовательно, термин «добро» обозначает уникальный простой предмет рассмотрения. Согласно Муру, этика – наука когнитивная и вместе с тем интуиционистская. Не следует путать с интуитивизмом, который все-таки дистанцируется от науки.
Как только мы переходим на язык ценностей, становится ясно, что основные ценности неопределимы, их невозможно свести к характеристикам природных явлений или же к желаниям и чувствам человека. Мур выступал против тех, кто совершает натуралистическую ошибку, пытаясь свести добро к какому-либо утверждению о реальности. По этой причине отвергаются гедонизм и утилитаризм – учения, в которых добро сводится к удовольствию. В отличие от них он пытался придать этике необходимую науке строгость.
Вывод его таков: все, что сделала этика состоит не в определении безусловных обязанностей, а в указании того, какая из нескольких альтернатив, возможных в данных условиях, приведет к лучшим последствиям. Этическая теория должна учитывать феномен цели, т.е. она выступает в форме телеологии.
Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951), австрийский философ и логик, в ранний период своего творчества считал, что слово есть тот факт, который оно обозначает, а впоследствии пришел к выводу, что представление о соответствии слов действительности не имеет какого-то ясного применения. Мы отвергаем предложения, которые не ведут нас дальше, заявил он. И пояснял это следующим образом. Людей нельзя вести к добру; вести их можно лишь куда-то. Добро лежит вне пространства фактов. Однако, факты он мыслил как явления природы, и, войдя в зону затруднений, не смог продвинуться дальше.
Английские философы Дж.Остин и Дж.Серл (его ученик) пошли дальше и сделали вывод, что первейшим предметом изучения являются не предложения сами по себе, а поведение человека в речевых ситуациях. Утверждения – это совершение действий, т.е. речевые акты. Чтобы совершить те или иные действия, мы прибегаем к их словесным эквивалентам. Выделяют три типа речевых актов:
-локутивный (локус – место) акт. Здесь имеет место факт говорения сам по себе, его исходное размещение. Например: мне сказали, чтобы я посадил это дерево в моем саду;
-иллокутивный (ил – не) акт обычно выступает как побуждение, совет, приказ. Например: меня принуждали посадить это дерево в моем саду;
-перлокутивный (вызывающий целенаправленный эффект) акт. Например: меня уговорили посадить это дерево в моем саду.
Исходя из того, что локуция обладает значениями «истинно» и «ложно», а иллокуция – силой, измерениями которой являются «успешно» и «неуспешно», концепция речевых актов Остина – Серла разъясняет механизм реализации ценностно-целевой детерминации в языковой сфере.
Британский философ и логик Алфред Айер (1910 – 1989) ввел в научный оборот понятие «эмотивизм», полагая, что этические утверждения являются выражениями чувств, т.е. просто особыми эмоциями.
Однако решающий шаг в аналитическом понимании этики обеспечили труды британского философа Ричарда Хэара (р.1919), который делает попытку рационализировать язык морали и объяснить, каким образом действует разум в условиях обязательной для него свободы. Он выдвигает концепцию универсального прескриптивизма. Прескрипция – предписание. Речевой акт тогда прескриптивен, когда соответствие ему означает решимость выполнить названное в нем действие. Предписания всегда универсальны. Потребовать что-либо от другого можно лишь в том случае, если ты это требование считаешь обязательным для самого себя. Если кто-то считает, что ему дозволено получать монопольную прибыль, а другим – нет, он выпадает из сферы моральных оценок. Предписания должны обосновываться рационально. К примеру, если вы стремитесь к налаживанию эффективной рыночной системы, то не станете настаивать на справедливости монопольной прибыли, будите поддерживать антимонопольное законодательство. В отличие от дескрипций, или описаний, прескрипции всегда императивны, т.е. они выступают в форме «должен-предложений». Прескрипция ситуативна, она пригодна лишь для данной конкретной ситуации.
По мнению Поппера, общественные науки складываются не просто из предложений, поскольку они описывают факты, а из специфических предложений, или предложений-проектов, которые описывают нормы. Существует полная аналогия между предложениями о нормах и фактах. И это, несмотря на дуализм фактов и норм. Факты не создаются, а нормы появляются вместе с предложениями-проектами.
Аналогия между двумя типами научных предложений состоит в следующем:
-во-первых, по их поводу можно дискутировать, их можно обсуждать;
-во-вторых, к ним относятся регулятивные идеи: идея истины соотносится с предложениями о фактах, а идея справедливости, или добра, причастна к предложениям-проектам;
-в-третьих, нет абсолютных критериев истины фактуальных высказываний и правомерности (правильности) предложений-проектов;
-в-четвертых, в особых случаях люди учатся на ошибках;
-в-пятых, в области и предложений о фактах, и предложений-проектов идет рост знания.
Отсюда следует, что предложения-проекты, так же, как и фактуальные предложения, подчинены критерию фальсификации. Следовательно, они относятся к области научного знания.
Если в начале 20 века идеалами науки признавались логика и описательное познание с его опорой на экспериментальную проверку, а когда заходила речь о гуманитарных науках, оказывалось, что о них нечего сказать, то постепенно, по мере роста содержательных научных анализов, логики осознали, что и здесь имеются рациональные основания.
Возникла логика оценок, как ветвь модальной логики. Отсюда оказалось возможным перейти к логике норм, которую часто называют деонтической (от греч. слова долг). Выяснилось, что все нормативные высказывания имеют соответствующую логическую структуру. К практическим действиям применим также концепт необходимости. Оказалось, что физически необходимо то, что следует из законов природы, а деонтически – то, что вытекает из законов или норм, действующих в обществе, т.е. отрицание чего противоречит такого рода законам или нормам.
В этой области выделяют три значимых достижения логиков:
-во-первых, разработанная логиками концепция возможных миров позволяет рассмотреть все мыслимые положения дел, а затем высказать оценочные суждения по их поводу. Эта концепция открывает путь к пониманию логики всех тех проектов, которыми столь богаты общественные, в том числе и экономические науки. Было установлено, что концепт «истина» сохраняет для модальных языков центральное значение;
-во-вторых, удалось освоить логически всю прагматику, в том числе и концепт прагматической истины;
-в-третьих, логическим путем был изучен даже феномен языковых игр, весьма важный для гуманитарных наук.
Эти и другие достижения открывают путь к признанию научного статуса гуманитарных наук. В.А.Канке делает здесь следующий шаг. Вот его рассуждения.
Выделяя роль этики в понимании специфики гуманитарных наук, он подчеркивает, что этика выступает как метанаука по отношению к общественным дисциплинам, поскольку она имеет дело с трудностями и проблемами, которые возникают внутри этих наук. Все предложения гуманитарных наук, к тому же, имеют дело с ценностями. В гуманитарных науках прескрипции доминируют над дескрипциями и придают этим наукам их окончательный смысл. Но мы должны преодолеет здесь ошибку Поппера, который считал, что любые предложения в общественных науках нельзя оценивать с позиций их истинности, а лишь с позиций их пользы, добра. На языковом уровне любая научная теория выступает как совокупность истинных предложений.
Вывод таков: экономическое предложение является прескрипцией по достижению целей, выработанных на основе экономических ценностей.
Одна из важнейших концептуальных идей В.А.Канке – введение понятий «научно-технический ряд» и «научно-технический строй». Характеризуя их, он вполне убедительно показывает, что любое научное исследование представляет собой изложение вполне определенной, а вовсе не любой, последовательности гипотез и теорий. Но в той же самой мере мы можем говорить о научно-технической строе самой философии науки, что и представлено как набор принципов, каждый из которых представляет собой итог длительного развития философии науки. Следуя за В.А.Канке, дадим краткую характеристику принципов.
Принцип единства науки и философии науки. Отход от этого принципа обычно реализуется двумя путями: либо отрицается философия науки, либо на ее место ставят место ставят метафизику, рассуждения, не сопоставимые с данными науки. Первая точка зрения характерна для неопозитивистов, вторая – для феноменологов, герменевтов, постструктуралистов, постмодернистов. Отрицание значимости философии науки заводит многих экономистов, например, во времена Локка, вследствие чего в совершенно новых реалиях начинают руководствоваться явно устаревшими методологическими принципами.
Принцип теоретической относительности знания. Любое знание является концептуальным. Миновать стадию гипотез и теорий еще не удавалось ни одному ученому, да и вряд ли это возможно.
Принцип необходимости оценки знания в контексте научно-технического строя. Элементарной интерсубъективной формой знания является предложение. И первоначально считалось, что научная легитимность любого предложения может быть оценена без обращения к теории. Неопозитивисты (Р.Карнап, Г.Рейхенбах, К.Гемпель) показали, что это не так, однако, они полагали, что речь идет о предложениях, которые зафиксированы в конкретной теории, и речь может идти только о ней. Поппер развернул их к проблеме роста научного знания, который заключается в смене теорий, движении знания от одной теории к другой. Кун и Фейерабенд исследовали обширные пространства истории науки. Идея о том, что знание должно оцениваться в максимально широком научном контексте, буквально витала в воздухе, но придать ей строгую научную форму долгое время не удавалось по причине широкого распространения догмы об автономности теорий и их несоизмеримости.
Принцип актуальности наиболее развитого научного знания. Если бы ученый представлял исследуемую отрасль знания как научно-теоретический строй, он четко был бы ориентирован на существующие в науке приоритеты в плане наиболее развитых теорий и их методологических оснований. Следует добавить, что образование, которое не соблюдает принципы философии науки, уже является неполноценным по определению.
Принцип концептуальности. Он гласит, что любая теория имеет дело с концептами, т.е. различного рода понятиями, которые варьируются от одной теории к другой. Не существует более элементарной теоретической формы, чем понятие. Все, что есть в теории, создано из понятий. Не следует лишь приписывать понятиям того, чего в них нет. Часто в качестве понятия рассматривается единичное, как таковое, внепонятийное. Не всегда понимают, что обновление понятийного арсенала науки достигается при переходе к новой теории. Негативную роль в понимании природы понятий сыграла теория абстракций, когда понятия были интерпретированы как бескровные реалии, ничего общего не имеющие с полнотой жизни. Науку олицетворяют вовсе не абстракции.
Принцип плюрализма наук. Это означает, что многообразны не только теории в составе наук, но и сами науки. Чем же различаются гуманитарные и естественные науки? – Водораздел между ними проходит по области семиотики – науки о знаках. Семиотика позволяет различать синтаксические, семантические и прагматические науки. Альтернативы семиотическому разделению наук не видно.
Принцип своеобразия прагматических наук. Непризнание принципа приводит к натурализму, физикализму, семантизму в науке. Странно, пишет В.А.Канке, подводя итог проделанному им анализу: в экономическом сообществе вопросу доказательства подлинности научного статуса экономической теории не уделяется должного внимания.
Принцип истинности. В современной науке данный принцип представлен в основном его семантическим вариантом. Многие ученые убеждены в том, что регулятив истинности характерен исключительно для наук о природе. Свой вклад в подобного рода заблуждение внес и А.Тарский, который утверждал, что истинные предложения соответствуют тому, что есть. Вот это «то, что есть» и есть путаница. Оно было истолковано натуралистически: существуют только природные явления, но не социальные. Разумеется, подобное утверждение только и могло появиться, что философия науки не сказала здесь своего слова. Между тем, если посмотреть на фразу Тарского «то, что есть», о ней можно сказать и нечто совершенно иное. В концепции истины Тарского, на деле, речь идет о той реальности, о которой свидетельствует теория. Существуют не только природные явления, но и экономические ценности. А Тарский дал определение логической истины, которая может быть применена к любой теории.
Обращаясь к философии экономики, В.А.Канке вновь подчеркивает значение прагматического поворота в философии, который произошел, благодаря работам Р.Хэара. Речь идет о ценностях как концептах. Игнорирование института концептов как ценностей приобрело и в науке, и в философии науки характер подлинного бедствия, закрывающего путь к пониманию статуса прагматической теории. Отсутствует необходимая строгость в использовании термина «ценность». К ценностям относят, например, принципы философии науки. Но эти принципы не являются ценностями-концептами. Разумеется, можно при желании определить ценности как любые высказывания о предпочтениях людей. Но в таком случае остается в тени вопрос о концептуальном содержании ценностей, т.е. нарушается принцип концептуальности, а это означает, что смысл прагматической теории оказывается безвозвратно утерянным.
PhD- доктор философии - высшая учёная степень, которая присваивается магистру как гуманитарных, так и естественных наук после нескольких лет научной работы и защиты диссертации перед комиссией, состоящей из профессоров.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки