Уровни науки
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных логически доказательных и обоснованных знаний в виде теорий, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые продукты для общества.
Различают три уровня науки:
-ментальный,
-языковой,
-объектный.
Приведем пример. Есть слово, мысль и признак физического тела, называемого массой. Слово или мысль, с одной стороны, и масса как признак физического тела, с другой стороны, это не одно и то же. В этой связи часто предлагается считать теорией только слова и мысли, но никак не признаки изучаемых явлений. Поступив таким образом, мы противопоставляем факты теории. Этого делать нельзя, потому что в концептуальном отношении все три уровня теории устроены одинаковым образом. Выражая это обстоятельство, объектный уровень включают в теорию, но не в ее ментальный или языковой уровень. Следует обратить внимание, что при этом не утверждается зависимость объектов от языка и ментальности. Масса Солнца не определяется нашим языком или сознанием, но, благодаря им, существует все наше знание.
Наука – это наиболее развитые теории предметной области знания. Теория – есть связное целое некоторых концептов. Самыми элементарными концептами являются признаки объектов, ментали эйдосов (в частности мысли и чувства), предикаты терминов, принципы, законы, аппроксимации, модели и эксперимент.
Теория – высшая форма организации научного знания, целостное представление о всеобщих и закономерных явлениях действительности. Теорию составляют принципы и законы.
Процессуальная структура теории (по В.А.Канке) такова:
-мы имеем исходные принципы и универсальные законы, проводит контекстный анализ, формируем модели, проводим с ними эксперимент, получаем некие факты, используем процедуру индукции и статистического анализа, получаем референты и эмпирические законы, проводим процедуру обобщения, получаем универсальные законы нового уровня, используем процедуру абдукции и получаем новые принципы.
Пояснения.
Принцип – основополагающее положение, которое является началом теории. В научном отношении нет ничего такого, что было бы важнее, чем научные принципы. Например, в менеджменте научным принципом является принцип максимизации ожидаемой полезности.
Законы всегда выражают связь переменных, например, уровня цен и уровня безработицы, сами переменные часто характеризуются в качестве понятий. Универсальные законы охватывают собой все возможные явления – и прошлые, и настоящие, и будущие. Каждое из них не может быть проверено. Следовательно, непроверяемыми являются и универсальные законы. Охватывающий характер законов указывает на необходимость их конкретизации применительно к тем или иным конкретным условиям. Для разрешения этой задачи используется аппроксимация.
Аппроксимация – это задание граничных условий или же области определения для принципов и универсальных законов (как замена кривых линий близкими к ним ломаными в математике).
Модель – то, с чем можно манипулировать, то есть производить эксперименты. Эксперимент – это уже стадия познания, здесь мы имеем дело либо с моделью изучаемого явления (явление становится моделью самого себя), либо с ним самим. Эксперимент позволяет замерить некоторые переменные, их значения называются фактами. Скорректированные результаты экспериментов называются референтами. Референт – это факт, приведенный в гармонию с теорией. В отличие от фактов, референты не могут противоречить теории. Обработка результатов экспериментов, в частности, методами статистики позволяет выработать не только референты, но и связь между ними, то есть экспериментальные законы. Законы всегда имеют дело с признаками, то есть свойствами и отношениями объектов. Изучаемые объекты мысленно расчленяются на их признаки, с ними ассоциируют переменные, связь которых как раз и есть закон. Таков метод науки.
Что мы получили? Построен концептуальный образ изучаемого явления. Однако познание продолжается. Принципы и универсальные законы использовались нами в качестве предположительного знания, то есть гипотез. К ним следует вернуться, иначе мы рискуем получить противоречивую конструкцию в случае, если они не согласуются с эмпирическими законами: мы должны сопоставить их с универсальными законами. Проводим операцию обобщения: эмпирическому закону сообщается статус универсального закона, или иначе говоря, новое знание включается в уже существующее.
Но и принципы могут быть ошибочными, они также оцениваются критически. Прежний принцип может остаться в силе, но может быть выдвинут и новый. Выдвижение принципов производится по умозаключению, которое отличается от дедукции (от общего к менее общему) и индукции (от единичного к общему). Это умозаключение называют абдукцией.
Трансдукция – термин для обозначения всех возможных концептуальных переходов внутри теории или между теориями.
Таков путь научного познания.
Итак, научный анализ должен доходить до тех научных модулей, которые являются элементарными. Таковыми в выстроенной нами иерархии являются теории. Допустим, мы изучаем соотношение двух наук – функционального анализа и экономики. Каждая из них в анализе представлена многими теориями. Это означает, что мы должны будем рассматривать соотношение между теориями. Укажем на наиболее характерные отношения:
-отношение редукции: выведение менее развитой теории из более развитой,
-отношение проблематизации: преодоление противоречий исходной теории в более развитой концепции. Дело в том, что рост научного знания всегда сопровождается разрешением определенных затруднений, проблем. Этот рост сопровождается поэтому эстафетой теорий и проблем. Исследователь должен быть заинтересован в обнаружении и разрешении проблем;
-отношение обратной интерпретации: истолкование менее развитой теории с позиций более развитой. Считается, что старая теория сохраняет свое значение как частный случай новой теории. Так, сохраняет свое значение механика Ньютона в физике, теория Дарвина в биологии, теория научной организации труда Ф.Тейлора в менеджменте. Однако в действительности старая теория уже не фигурирует в прежнем виде, она моментально становится историей науки, следовательно, она не сохраняет былое значение. Тем не менее, интерпретационный ряд не зачеркивает старую теорию, а объединяет их в единый строй. Былой разобщенности теорий приходит конец. Интерпретационный ряд включает только те теории, которые соразмерны друг другу. Как правило, соразмерность определяется общностью предмета изучения. Так, например, все теории лидерства можно объединить в строй постольку, поскольку они все имеют дело с одним и тем же феноменом, а именно с лидерством;
-отношение общности. Общая и специальная теория: общая наука является краткой записью содержания специальных теорий. Биологи говорят об общей биологии, медики – об общей терапии, психологи – об общей психологии.
-контекстное отношение: каждая специфическая теория имеет дело с определенным контекстом,
-отношение системности и холизм: целое приобретает признаки, которых нет у его частей. Такое целое называют системой. Системный подход часто сопровождается холизмом: целое господствует над своими частями. Но все теории взаимосвязаны друг с другом, они не образуют такого целого, которое господствовало бы над ними;
-отношение супервенции, усреднение: концепты одной теории полностью определяются концептами другой теории, но в отсутствие редукции; субъект предстает в усредненном виде;
-отношение изоморфизма: теории обладают одинаковой формой при различном содержании. Речь идет о науках формальных (математик, логика) и неформальных
-отношение эмердженции (символическое отношение), когда концепты одной теории резко отличаются от концептов другой теории.
- Что производит наука?
- Функции науки
- Метод и методология
- Объект познания
- Средства познания
- Основные этапы исторического развития концепции познания
- Естественное и гуманитарное знание
- Структура оснований науки
- Генезис науки
- Критерии и нормы научного познания
- Обоснование исследования
- Наука как генерация знания
- Типология науки
- Уровни науки
- Наука, научные революции, научные картины мира
- Античность
- Аристотель
- Наука в эпоху эллинизма
- Николай Коперник
- Тихо Браге
- Иоганн Кеплер
- Галилео Галилей
- Новое время
- Состояние науки в 17 веке
- Новая философия Декарта
- Фрэнсис Бэкон
- Исаак Ньютон
- Научная революция 20 века
- Масса и эфир
- Убегающие частицы
- Неевклидовы геометрии
- Кульминация научной революции
- Специальная теория относительности
- Общая теория относительности
- Млечный Путь
- Космологические модели вселенной
- Постнеклассическая картина мира
- Антропный принцип
- Универсальная эволюция
- Рациональность
- Цикличность развития научного знания
- Технологические уклады
- Научно-технические революции
- Современное состояние науки
- Астрономия, или космология
- Проблемы пространства и времени
- Биология
- Математика
- Геология
- О техническом прогрессе
- Наука как предмет философского анализа
- Концепции взаимоотношения
- Философия науки: историко-содержательный анализ
- Кант и неокантианство
- Позитивизм: на подступах к идеям
- Позитивизм и неопозитивизм
- Неопозитивизм, или логический позитивизм
- Постпозитивизм, или критический реализм
- Уиллард Куайн
- Историческая школа в философии науки
- Томас Кун: концепт научной революции
- Пауль Фейерабенд: концепт пролиферации
- Майк Полани: концепт личностного знания
- Стивен Тулмин: концепт человеческого понимания
- Яакко Хинтикка
- Феноменологическая философия науки
- Герменевтическая концепция науки
- Франкфуртская школа: поиск критической теории
- Постмодернизм и наука
- В.С.Степин: социальный контекст науки
- В.А.Канке: теория 4д
- Общие выводы
- Язык и разум: язык как средство познавательной деятельности
- Понимание в науке (герменевтика)
- Еще раз о целях науки
- Научные проблемы
- Ученые о позитивизме
- Религия и наука
- Научные школы и русский космизм
- К новейшей философии и методологии научного познания
- Философия науки и картина мира Чижевского: формирование первой исследовательской программы
- Конец и новые горизонты науки