2.2.4. Классические представления о природе света
Вопрос о том, что такое свет, всегда волновал пытливый ум человека. В XVII - XVIII веках в оптике, как и в других областях естествознания, возобладал корпускулярный подход: свет трактовался как поток частиц (корпускул). Такой подход был «освящен» непререкаемым авторитетом Ньютона, заложившего основы физической оптики и объяснившего разнообразные оптические явления. Главным аргументом в пользу корпускулярной природы света Ньютон считал прямолинейное распространение световых лучей. Кроме того, считая свет потоком корпускул, легко объяснить законы отражения и преломления. Однако, существовал и целый ряд оптических явлений, не укладывающихся в рамки чисто корпускулярной гипотезы.
К таким явлениям относились прежде всего интерференционные и дифракционные эффекты. Несовместимые с корпускулярным подходом, эти эффекты в то же время легко объяснялись на языке волновых процессов. Чтобы убедиться в этом, вспомним, что волной называют процесс распространения колебаний в среде. Если точечный источник волны колеблется по гармоническому закону, отклоняясь от положения равновесия в соответствии с формулой (0, t)= a(0) cos t, где a(0) - амплитуда колебаний источника, то возбужденная этим источником сферическая волна постепенно вовлекает в колебательный процесс все новые и новые участки среды. Находящиеся на разных расстояниях от источника участки будут колебаться с той же частотой, однако их отклонения от положения равновесия в один и тот же момент времени будет различным (или, другими словами, будет различной фаза колебаний). Эту важнейшую особенность волнового процесса можно отразить формулой (r, t) = a(r)cos(t - (2/) r), показывающей как колеблются участки среды, находящиеся на расстоянии r от источника (в этой формуле - длина волны, равная отношению скорости волны v к периоду колебаний источника ).
При наложении волн от двух точечных источников результат сложения колебаний в каждой точке пространства зависит от того, в какой фазе приходят эти колебания от каждого из источников. Например, если эти колебания происходят в противофазе, то результирующее колебание просто отсутствует. Напротив, если колебания, возбужденные в какой-то точке пространства, происходят синфазно, то результирующее колебание усиливается.
Таким образом, вследствие наложения волн от двух или нескольких источников в одних точках пространства колебания усиливаются, в других - ослабляются. Это явление и называется интерференцией волн. В 1801 году английский физик Т. Юнг произвел свой знаменитый опыт и получил на экране чередующиеся светлые и темные интерференционные полосы. Этот опыт существенно ускорил переход на волновую трактовку оптических явлений. Однако решающий вклад в этот переход принадлежит великому французскому оптику О. Френелю, создавшему теорию дифракции света, полностью основанную на волновой концепции. Ознакомившись с этой теорией, другой французский ученый С. Пуассон выдвинул против нее возражение, указав, в частности, что из расчетов Френеля следует «невозможное»: в центре геометрической тени от круглой преграды всегда должно быть светлое пятно. Немедленно поставленный эксперимент подтвердил наличие такого пятна на дифракционной картине от круглого диска, что стало окончательным «приговором» в пользу континуального подхода к вопросу о природе света.
Однако это не означало, что все трудности в оптике преодолены. Ведь если свет это волна, то сразу возникает вопрос: что является средой для распространения таких волн. И этой средой стали считать эфир - особую материальную субстанцию, заполняющую все пространство.
- Федеральное агентство по образованию
- Брянский государственный технический университет
- В.И.Попков
- Концепции современного естествознания
- Введение
- Часть 1. Логика и методология естественных наук
- 1.1.Предмет естествознания
- 1.2. Культура и наука
- 1.3. Научная картина мира
- 1.4. Связь науки с другими компонентами культуры
- 1.5. Виды научного знания
- 1.6. Проблема культур в науке
- 1.7. Материя и движение
- 1.8. Пространство и время
- 1.9. Материальное единство мира
- 1.10. Характерные черты науки
- 1.11. Мышление
- 1.12. Структура научного познания
- 1.13. Методы научного познания
- 1.13.1. Философские методы
- 1.13.2. Общенаучные методы
- 1.13.2.1.Эмпирические методы исследования
- 1.13.2.2. Методы теоретического познания
- 1.13.2.3. Общелогические методы и приемы
- 1.13.2.4. Математика – универсальный язык естествознания
- 1.13.3 .Прочие методы
- 1.14. Гипотеза и теория
- 1.15. Критерии научного знания
- 1.16. Модели развития науки
- 1.17. Дифференциация и интеграция в науке
- 1.18. Принципы организации современного естествознания. Системный метод в современном естествознании
- 1.19. Особенности современной научной картины мира
- Часть 2. Основные физические концепции
- 2.1. Концепция детерминизма в классическом естествознании
- 2.1.1. Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа
- 2.1.2. Идеализированные представления о пространстве, времени и состоянии в классической механике
- 2.1.3. Связь законов сохранения с фундаментальной симметрией пространства и времени.
- 2.2.2. Континуальный подход в механике сплошных сред
- 2.2.3. Концепция близкодействия и материальные физические поля
- 2.2.4. Классические представления о природе света
- 2.2.5. Апофеоз классического естествознания
- 2.3. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании
- 2.3.1. Пространство и время в античной натурфилософии
- 2.3.2. Абсолютное пространство и абсолютное время в классическом естествознании
- 2.3.3. Уравнения Максвелла и концепция абсолютно неподвижного эфира
- 2.3.4. Элементы специальной и общей теории относительности
- 2.3.4.1.Постулаты Эйнштейна
- 2.3.4.2. Преобразования Лоренца
- 2.3.4.3. Следствия из преобразований Лоренца
- 1.Одновременность событий в разных системах отсчета
- 2. Длина тел в разных системах отсчета
- 3. Длительность событий в разных системах отсчета
- 4. Закон сложения скоростей в релятивистской механике
- 2.3.4.4. Интервал
- 2.3.4.5. Основы релятивистской динамики
- 1. Релятивистский импульс
- 2.Зависимость массы от скорости
- 3. Взаимосвязь массы и энергии
- 4. Энергия связи
- 5. Частицы с нулевой массой покоя
- 2.3.4.6. Четырехмерное пространство-время в общей теории относительности
- 2.3.4.7. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания
- 2.4. Статистические закономерности в приРоде
- 2.4.1. «Стрела времени» и проблема необратимости в естествознании
- 2.4.2. Возникновение статистической механики.
- 2.4.3. Особенности описания состояний в статистических теориях.
- 2.4. 4. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченного в неупорядоченное состояние
- 2.4.5. Гипотеза Томсона и «тепловая смерть» Вселенной.
- 2.5. Микромир и основные концепции неклассического естествознания
- 2.5.1. Зарождение квантовых представлений в физике
- 2.5.2. Особенности неклассического подхода к описанию динамики микрочастиц
- 2.5.3. Квантовая природа агрегатных состояний макроскопических объектов
- 2.6. На пути к единой фундаментальной теории материи
- 2.6.1. Становление субатомной физики
- 2.6.2. Фундаментальные взаимодействия в природе
- 2.6.3. Стандартная модель элементарных частиц
- 2.6.4. На переднем крае физики микромира
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 3.1. Звездная форма бытия космической материи
- 3.2. Эволюция звезд
- 3.3. Современные космологические модели вселенной
- 3.4. Происхождение и развитие вселенной
- 3.5. Солнечная система
- 3.5.1. Солнце
- 3.5.2. Планеты солнечной системы
- 3.5.2.1. Земля
- 3.5.2.2. Луна
- 3.5.2.3. Меркурий
- 3.5.2.4.Венера
- 3.5.2.5. Марс
- 3.5.2.6. Юпитер
- Часть 4. Основные химические концепции
- 4.1. Учение о составе
- 4.2.Структура вещества и химические системы
- 4.3. Учение о химических процессах
- 4.4. Эволюционная химия – высший уровень развития химических знаний
- Часть 5. Биологический уровень организации материи
- 5.1. Предмет биологии и ее структура
- 5.2. Основные признаки живого
- 5.3. Структурные уровни живого
- 5.4. Клетка, ее строение и функционирование
- 5.5. Химические основы жизни. Генетика
- 5.6. Принципы биологической эволюции
- 5.7. Концепции возникновения жизни на земле
- 5.8. Исторические этапы развития жизни на земле
- Енисей (1,5 млрд. Лет – 1,2 млрд. Лет) Появляются многоклеточные водоросли.
- Часть 6. Человек как феномен природы
- 6.1. Происхождение человека
- 6. 2. Биологическое и социальное в развитии человека
- 6.3. Превращение биосферы в ноосферу
- 6.4. Глобальные проблемы человечества
- Часть 7. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 7.1. Кибернетика и общие проблемы управления
- В сложных динамических системах
- В создании кибернетики принимали участие многие ученые: д. Биглоу, к. Шеннон, и.М. Сеченов, и.П. Павлов, а.М. Ляпунов, а.А. Марков, а.Н. Колмогоров и др.
- Энергия
- 7.2. Синергетика – новое направление междисциплинарных исследований
- 7.3 Характеристики самоорганизующихся систем
- 7.4. Закономерности самоорганизации
- 7.5. Физические модели самоорганизации в экономике
- Персоналии
- Цитатник
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть 1. Логика и методология естественных
- Часть 2. Основные физические концепции...104
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизи-ческие и космологические концепции……..180