logo
ПОПКОВ В

1.11. Мышление

Мышление – высшая ступень познания. Источником мышления являются ощущения и восприятия, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, которые недоступны органам чувств. Мышление освобождает людей от непосредственной связи с исследуемым объектом. Оно дает возможность мысленно оперировать с объектом и ставить его в различные соотношения с другими объектами.

Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений (например, «станок»). Понятия также группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями (различные типы станков). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия могут быть лишены наглядности или чувственности (доброта, зло, красота и т.д.). Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Например, ядро – составная часть атома). По отношению к действительности суждения бывают истинные и ложные. Истинность и ложность суждений проверяется практикой. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения или опосредованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок.

Мышление представляет собой процесс опосредованного (косвенного, через посредство других факторов) познания объективной действительности. На основании виденного, слышанного, осязаемого люди проникают в невидимое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука.

Объективной основой опосредованного процесса познания выступает наличие опосредованных связей, причинно-следственных отношений, существующих в самой действительности и дающих возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, вызвавшей данное следствие, а на основании знания причины предвидеть следствие.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, овладевая исторически накопленным опытом и знаниями всего человечества.