logo
ПОПКОВ В

Введение

Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) была включена в систему высшего гумани­тарного образования главным образом для того, чтобы ознакомить студентов гуманитарных специальностей с современной естественно-научной картиной мира. Необходимость этого решения особенно остро проявляется на современном этапе развития цивилизации, когда, с одной стороны, рациональный подход все более проникает в традиционные гуманитарные области науки, а, с другой стороны, cуществует тенденция к гармоническому синтезу двух компонентов культуры – гуманитарного и естественно-научного.

Курс КСЕ относится к циклу общих математических и естественно-научных дисциплин.

Изучение дисциплины “Концепции современного естествознания” преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом человеческой культуры – естествознанием – и формирования у них целостного взгляда на окружающий мир. Необходимость изучения этой дисциплины вызвана тем, что сейчас рациональный естественно-научный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоническому синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность данной дисциплины.

Участвуя в организации и управлении производством, насыщенным наукоемкими технологиями, формировании общественных отношений, регулировании финансовых потоков, выпускники экономических специальностей нуждаются в определенном багаже естественно-научных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественно-научных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому одной из целей курса КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последние годы в нашем обществе все более широкое распространение получают различного рода иррациональные знания: мистицизм, астрология, оккультизм, магия и т.п., постепенно вытесняющие из сознания многих научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Изучение основ естествознания способствует выработке у студентов-гуманитариев ориентиров и ценностей рационалистического отношения к миру, критического отношения ко всем разновидностям лженаук [16].

Несмотря на существенное отличие естественных наук от экономики, можно привести множество примеров взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является целостный характер мира, взаимообусловленность происходящих в нем процессов, которые часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. В решении экономических задач существенную помощь может оказать методология, применяемая в естественных науках. В последнее время экономическая наука широко использует методы математического моделирования, такие термины и понятия, как энтропия, синергетика, бифуркации и т.п. Эволюционный метод, специфический для биологии и физики, все глубже внедряется и в экономическую науку. Поэтому знания в области естествознания дают экономисту дополнительные инструменты в собственной практической деятельности. Одна из целей курса КСЕ – обогащение и совершенствование методов экономического исследования.

“Концепции современного естествознания” являются продуктом междисциплинарного синтеза физики, астрономии, химии, биологии, психологии, экологии и других дисциплин на основе комплексного историко-философского и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Изучение концепций современного естествознания предполагает из всей массы информации о природе выделить только основополагающие сведения, которые помогли бы выявить те связи, которые создают органическое единство всех физических, химических и биологических явлений.

Основными задачами курса являются:

  1. Понимание специфики гуманитарного и естественно-научного компонентов культуры.

  2. Понимание задач и возможностей рационального естественно-научного метода.

  3. Изучение и понимание сущности фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии, биологии и других естественных наук.

  4. Формирование ясного представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

  5. Понимание принципов преемственности и непрерывности в изучении природы.

  6. Осознание проблемы экологии и общества.

  7. Формирование представлений о революциях в естествознании и смене научных парадигм.

  8. Формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетике.

  9. Понимание роли законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в области концепций современного естествознания выпускники экономических специальностей должны иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- концепциях пространства и времени;

- принципах симметрии и законах сохранения;

- понятии состояния в естествознании;

- корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- самоорганизации в живой и неживой природе;

- иерархии структурных элементов материи от микро- до макро - и мегамира;

- взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- месте человека в эволюции Земли, ноосфере и парадигме единой культуры.

Разнообразна деятельность экономистов, менеджеров, маркетологов, информатиков. При принятии управленческих или других решений им приходится учитывать многие факторы. Но вполне очевидно, что в чем бы ни состоял бизнес, он так или иначе связан с окружающим нас миром – земным пространством, материальными объектами, живыми людьми. Все это как раз является предметом естествознания. Естествознание необходимо человеку, так как дает ему информацию для принятия решений; методы решения задач в любых сферах деятельности, наиболее целесообразные для сохранения окружающего нас мира; примеры научных подходов к исследованию разнообразных явлений действительности, которые применяли в своей практике лучшие умы человечества. Н.Н.Моисеев писал [36]:

«Кризис во взаимоотношениях Природы и общества стремительно нарастает, и образование должно далеко выходить за рамки узкого профессионализма. Современный человек должен видеть мир в его целостности. Только представление об общей логике развития того мира, в котором мы живем, поможет нам избежать катастрофических последствий кризиса, который неумолимо надвигается. А может, и избежать самого кризиса!».

Создание целостного представления об окружающем нас мире – главная задача курса «Концепции современного естествознания».