logo
ПОПКОВ В

1.17. Дифференциация и интеграция в науке

В логике развития науки отражается единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Процесс дифференциации знаний есть объективная форма развития науки. Дифференциация научного знания объясняется несколькими причинами. Во-первых, в основе современной науки лежит аналитический подход к изучению действительности, т.е. расчленение изучаемого предмета на простейшие составляющие. Во-вторых, по мере развития науки резко возрастает число объектов, доступных для научного изучения. В-третьих, дифференциация является следствием бесконечной сложности самой материи, неисчерпаемости ее свойств, форм и видов, следствием бесконечности и сложности человеческого познания. Дифференциация научного знания проявляется:

- в выделении отдельных разделов науки в самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и методами исследования;

- детализации научных понятий;

- установлении новых научных принципов, законов, закономерностей развития природы и общества;

- детализации научных проблем изучения действительности.

Быстрый рост объема знаний, увеличение потоков информации приводит к тому, что в наше время стали невозможными ученые-энциклопедисты, т.е. люди, знакомые практически со всей наукой. В прошлом, например, одни и те же физики могли заниматься и электричеством, и теплотой, и оптикой. Теперь даже специалисты, работающие в близких областях физики, не всегда понимают друг друга. И физика, и другие науки глубоко дифференцировались, специализировались, и этот процесс продолжается. Наука стала тоньше, ювелирнее, изощреннее. Современные исследования стали уже, чем прежде. Так, генетика – сравнительно молодая наука, но в ней уже произошло деление на целый ряд научных дисциплин: эволюционная, популяционная, молекулярная, радиационная и др.

Объект нынешней науки расчленен и разложен на составляющие части, раздроблен. Такое дробление – неминуемый этап познания: сначала изучаются части, потом судят о целом. В то же время дифференциация научного знания несет в себе опасность разложения единой научной картины мира. В результате дифференциации наука из целостной системы знания превращалась в сумму различных научных дисциплин, изолированных друг от друга, с нарушенными связями между ними. Как писал Станислав Лем:

Известно, что на открытия наиболее плодотворно влияет скрещивание информации из различных областей науки, поэтому очень может быть, что уже сейчас в научных книгохранилищах всех континентов находится множество сведений, которые при простом сопоставлении друг с другом компетентным специалистом дали бы начало новым ценным обобщениям. Но именно это и затормаживается ростом специализации, внутренней постоянно растущей дифференциацией наук... Ходячим афоризмом стало выражение, что открытие совершается ныне дважды: один раз - когда оно публикуется, и второй раз - когда это уже (и, может быть, давно) опубликованное сообщение открывает для себя популяция специалистов”.

Взаимное размежевание наук было характерно для науки XIX века, что в итоге привело к кризису единства науки. По поводу дифференциации науки А.Эйнштейн образно заметил [68]:

«Круг охватываемых наукой вопросов чрезвычайно расширился, теоретическое познание во всех областях естествознания непредвиденно углубилось. Но познавательная способность человека ограничена узкими рамками и не изменяется. Поэтому деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. Создается ситуация, подобная той, которая символически изложена в библейской истории о Вавилонской башне. Каждому серьезному ученому знакомо это болезненное чувство невольной ограниченности сужающимся кругом представлений; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника».

Чем глубже проникает наука в суть деталей, тем она лучше вскрывает связи между различными областями действительности, а отсюда возникает необходимость в интеграции научного знания. Уже в рамках классического естествознания постепенно утверждается идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отражающих их научных дисциплин. Тенденция, обратная дифференциации, существовала всегда. В основе интеграции научного знания лежит философский принцип единства мира. Интеграция научного знания проявляется:

- в организации комплексных междисциплинарных исследований;

- разработке:

• научных дисциплин, выполняющих общеметодологические функции (общая теория систем, синергетика);

• научных методов, применяемых в ряде отраслей научного знания (спектральный анализ, компьютерное моде-лирование и др.);

• теории и принципов исследования общих связей на стыках смежных научных дисциплин.

Чем больше наука вскрывает общие связи, тем лучше она уясняет суть деталей, а отсюда следует дифференциация научного знания. Процессы дифференциации и интеграции находятся в постоянном единстве, но они не равнозначны на различных этапах развития науки. Длительное время, пока в науке происходит накопление материала, преобладает дифференциация. Переход на новую качественную ступень, что обычно связано с созданием более совершенной научной картины мира, сопровождается интеграцией научного знания.

Сейчас в науке наблюдается период интенсивной интеграции. В объединении усилий специалистов разных отраслей знаний кроется путь к решению проблем, которые долго не могут решить усилиями одной науки. Практически до сегодняшних дней научная картина мира, по существу, распадалась на три картины мира (неорганическую, органическую, социальную), в которых процессы самоорганизации, саморазвития материи не были объединены единым системным подходом. Это стало возможным в рамках синергетического подхода, объединяющего в особый класс динамические, физические, химические, биологические и социальные структуры, которые ранее принципиально не сводились вместе. Синергетический подход в современной научной картине мира позволяет выявить инвариантные характеристики эволюционных процессов разного типа и выразить их в форме, пригодной для математико-информационной обработки.

Наука объективно не может развиваться лишь отдельными частями: она является целостной и может развиваться только как таковая. Выдающийся физик М.Планк писал [39]:

«Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные части обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способностей человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики к химии, через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу».

Современное естествознание с помощью синергетического подхода снимает противоречие между миром живого и неживого, доказывая единство и преемственность механизмов эволюции и развития.