logo
ПОПКОВ В

2.3.4.7. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания

Успехи специальной и общей теории относительности привели к тому, что релятивизм как методологический принцип вновь занял важное место в концептуальном аппарате современного естествознания.

Релятивизм берет свое начало в учении древнегреческих софистов и лежит в основе античного скептицизма, которые преувеличивают неполноту и условность знания, его зависимость от условий процесса познания. Абсолютизация относительности знаний особенно усилилась на рубеже XIX – XX веков. Ряд естествоиспытателей и философов увидели в теории относительности подтверждение непознаваемости окружающего нас мира, ударились в агностицизм, скептицизм и софистику. Эта позиция была подвергнута критике со стороны многих философов и естествоиспытателей. М.Планк писал:

«Нет большего заблуждения, чем бессмысленное выражение «Все относительно». Оно неправильно уже внутри самой физики. Все так называемые универсальные константы, как масса или заряд электрона или протона, или элементарный квант действия являются абсолютными величинами: они представляют собой устойчивые неизменные строительные камни для атомистики. Конечно, часто бывало, что величина, вначале рассматриваемая как абсолютная, позже оказывалась относительной; но при этом она всегда сводилась к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. Без предпосылки существования абсолютных величин вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория» [39].

Тот факт, что одно и то же событие по-разному проявляется в различных системах отсчета не означает отхода от возможности описания явлений природы. Формулы перехода дают возможность однозначно установить, как данное событие протекает в данной системе отсчета. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней.

В неклассическом естествознании удельный вес релятивизма заметно вырос. Причиной такого возрастания является зависимость объективных характеристик реальных процессов от фактических условий их протекания: в различных «контекстах» существования свойства вещей варьируются. Релятивизм связан с полифундаментальностью, многослойностью мира, имеющего плюралистическую структуру, которая определяет и предопределяет изменчивость его параметров. причем это относится не только к формам, способам и условиям бытия вещей, но и к таким универсальным отношениям как причинно-следственные связи. Например, в микромире при наличии сильных неоднородных полей причинно-следственная схематика событий может изменяться.

С гносеологической точки зрения возврат к релятивизму обусловлен тем, что нет привилегированных систем отсчета. Знание не безотносительно, оно сцеплено с приемами мыслительной и экспериментальной обработки действительности, процедурами идентификации объектов, правилами их интерпретации и т.д.

В качестве специфической черты неклассического естествознания релятивизм, безусловно, поддерживающий плюрализм, свободу выбора, действия, не может быть, однако, отождествлен с субъективизмом. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязательности познавательных норм, объективных критериев правильности, состоятельности познания, он не исключает признания абсолютов. Такие концептуальные абсолюты входят в знание через универсальные законы научного исследования: на эмпирическом уровне - посредством экспериментальных методик, рецептов «обращения» с объектами, метрической и функциональной системой понятий; на теоретическом уровне – посредством структурных правил преобразования внутренних «единиц2 теории (инварианты, симметрии, фундаментальные константы и т.д.), гарантирующих непротиворечивость перехода от одних систем координат к другим.

Вопросы для самопроверки:

1. В связи с чем возникло представление об абсолютно неподвижном эфире?

2. Какие постулаты лежат в основе специальной теории относительности?

3. Что такое преобразования Лоренца и какие следствия из них вытекают?

4. Что такое энергия связи?

5. В чем заключается физический смысл искривленного четырехмерного пространства-времени в общей теории относительности?