logo
ПОПКОВ В

6. 2. Биологическое и социальное в развитии человека

Генетические изменения, производимые естественным отбором, происходят сейчас очень медленно. Различные человеческие группы имеют большое генетическое сходство. Социальные же изменения происходят в очень быстром темпе, что говорит о продолжении культурной эволюции человечества. В эволюции homo sapiens ведущая роль принадлежит культуре. Экономические и социальные изменения, определяющие условия жизни людей, прямо влияют на их здоровье. Они уменьшают зависимость человека от естественного отбора. У человека роль отбора сводится к сохранению генофонда, сдерживанию мутаций, которые отрицательно влияют на здоровье человека.

Состояние физического здоровья человека за историю homo sapiens улучшилось. Продолжительность жизни выросла от 20 – 22 лет до 75 – 78 лет. Вопрос об умственном развитии человека остается дискуссионным. Английский антрополог и психолог Ф. Гальтон был одним из создателей евгеники. Он считал, что интеллект современного человечества снижается, т.к. человеческий вид все больше пополняется худшими породами людей. Но до сих пор остается недоказанным, что интеллект у людей обусловлен генетически. Рост интеллектуальных способностей во многом является следствием совершенствования системы воспитания и образования.

Генетическая информация перестает главенствовать в жизнедеятельности человеческого вида с возникновением общества, заменяясь социальной информацией. В истории науки существуют различные точки зрения по поводу соотношения биологических и социальных факторов в онтогенезе человека, т.е. в его индивидуальном развитии.

Немецкий биолог Э. Геккель считал, что биологические факторы определяют развитие человека и общества, а борьба за существование и естественный отбор являются двигателями общественного развития и эволюции человека.

Ф. Гальтон, сформулировав в 1869 г. принцип евгеники, предлагал изучать явления, улучшающие наследственные качества будущих поколений. Идеи евгеники часто использовались для оправдания расизма. После разгрома фашизма ученые стали утверждать в своих работах равенство всех рас и отсутствие различий в их интеллектуальных способностях. Доказано, что межрасовые браки не только безопасны, но и биологически благоприятны. Исследования показали, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном уровне, а не на расовом. Уникален генотип каждого человека.

Существует два подхода к решению проблем соотношения социальных и биологических факторов в онтогенезе человека: панбиологизм и пансоциологизм. В первом случае считается, что индивидуальное развитие человека целиком обусловлено генами, а во втором – воспитанием и образованием.

В эмбриональном состоянии организм развивается по жесткой генетической программе, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. При этом развитие эмбрионов на ранних стадиях у всех позвоночных очень сходно. От родителей индивид наследует рост, массу, телосложение, особенности скелета, цвет глаз, волос, кожи, химическую активность клеток. Способности наследуются не как таковые, а как их задатки. Они проявляются в различной степени в зависимости от условий среды.

У человека генетический потенциал жестко ограничен во времени: если пропущен срок ранней социализации – он угасает, не успев реализоваться (Маугли!). Характерные черты поведения человек приобретает только через социальное наследование, в процессе воспитания и обучения.

Большое значение для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека имеют следующие понятия.

Генотип – наследственная основа организма. Это совокупность генов, сконцентрированных в его хромосомах.

Фенотип – это совокупность тех признаков и свойств, которые сформировались в процессе его индивидуального развития. Он изменяется в течение всей жизни организма, зависит от генотипа и среды.

Адаптация человека происходит под влиянием биологической и социальной программ наследственности. Человек является одновременно и частью природы, и продуктом общественного развития.

В 70-е годы XX века формируется новое научное течение – социобиология, основоположником которой является американский этнолог Э.О. Уилсон. Социобиология является синтезом популяционной генетики, эволюционной теории, этологии, экологии. Эта концепция позволяет по-новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, эгоизма, альтруизма и др. человеческих качеств. В ней отводится большое место поведенческим аналогиям человека и животных.

Главный тезис социобиологии: любая форма социального поведения имеет генетическую основу, заставляющую индивидов действовать так, что бы добиться успеха для себя и сородичей. Социобиология, объясняя поведение генетической основой, выявила гены агрессивности, незлобивости, умение ориентироваться в пространстве. Теория геннокультурной коэволюции должна, по мнению социобиологов, внести принципиальные изменения в представление о природе человека. В этой теории гены и культура связаны воедино, хотя ведущая роль отводится генам, которые оказываются конечными причинами поступков человека. Последователи теории геннокультурной коэволюции считают, что моральные качества человек наследует биологически. Коэволюция представляется как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества. Человечество развивается только в единстве с природой – в рамках коэволюции. Но существуют не только биологические основы социальности человека. Социальное и биологическое в человеке тесно взаимосвязаны. Одна природа вне социальных условий, не делает человека человеком.

Современные представления о человеке в первую очередь связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. В то же время он – не просто ее высшая ступень, но качественно новая ступень развития биосферы. Важнейший феномен, отличающий человека от животных, заключается в его разуме. С точки зрения науки разум- это результат всеобщего проявления закона эволюции мира живых организмов. Но именно человек с помощью своего разума способен познавать окружающей мир, влиять на него своей разумной деятельностью и тем самым выступать в качестве одного из архитекторов окружающей среды.

Феномен человека заключается не столько в том, что благодаря разуму самоорганизующейся системой на «человеческом» уровне становится человечество, сколько в том, что эта самоорганизация становится важнейшим компонентом всей системы мироздания.

Высшей формой организации животных является стая, стадо. Человек прошел этот этап развития. Сформировалось общество, и человек – его социальный продукт. Единство социального и биологического есть предмет сущности человека. Разрушение в человеке социальной сущности – атавизм, возврат к животному миру. Таким образом, человек обречен на развитие, совершенствование и через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает его миропонимание, а общество определяет рамки, внутри которых это понимание играет в жизни общества позитивную роль.

Противоречие между индивидуальным и общественным – проявление инерции в развитии общества; инерционность общественной системы спасает его от крайних флуктуаций в развитии индивидуальности и действий индивидуальности по отношению к обществу. Вместе с тем инерционность общественной системы может уничтожить личность как таковую вместе с идеями, направленными на развитие общества, если эта индивидуальность не будет учитывать инерционности развития общественной системы. В этом заключается парадокс. Личность вызревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. История изобилует многочисленными примерами, когда общество, расправляясь с личностью, наносило ущерб своему собственному развитию. Однако есть и обратные случаи, когда общество поддавалось влиянию исключительной личности, низвергаясь в хаос тирании. Так что инерционность общественной системы надо рассматривать с позиции самосохранения общества.

В конечном счете, смысл человека заключается в нем самом. А предназначение человека состоит в том, чтобы узнать самого себя в мире, который его окружает, определить меру своего воздействия на окружающий мир и на этой основе познать сам мир.

Наивысшим созданием природы, наиболее сложным видом материи является мозг человека. Он управляет всеми сторонами жизни организма, творческой деятельностью, с его помощью человек воздействует на свое природное и социальное окружение. Мозг выделил человека из животного мира. В ходе эволюции от австралопитека до homo sapiens головной мозг увеличился в три раза. Масса мозга современного человека составляет в среднем 1375 г. (колеблется в пределах от 900 до 2800 г.).

Мозг человека состоит из так называемой нервной ткани и белого вещества. Серое вещество представляет скопление нервных клеток (нейронов), белое – скопление нервных волокон (аксонов).

По современным оценкам, в мозгу человека более 10 млрд. нейронов. В теле нейрона (его объем всего лишь 0,001 мм3, а масса 0,00083 мг) содержатся сотни тысяч химических веществ и тысячи ферментов – катализаторов. В нервной клетке содержится около 20 млн. молекул РНК.

Нейроны имеют большое количество связей друг с другом – до десяти тысяч. Нейроны передают друг другу сигналы с помощью химических кодов, передаваемых химическими веществами – медиаторами. В настоящее время известно около 40 их видов. Мозг является генератором электрических импульсов. Их мощность составляет около 25 Вт.

Биохимики полагают, что обмен веществ в мозге в десять раз интенсивнее, чем в любой другой ткани. Каждую минуту мозг потребляет примерно 0,7 л. крови. Чтобы ни происходило в организме, мозг требует питания в первую очередь: перерыв снабжения мозга кислородом или глюкозой хотя бы на одну минуту приводит к потере сознания. Через 8 минут наступает смерть.

Природа, создав мозг человека как единый управляющий орган, наделила его двумя полушариями, обладающими неодинаковыми способностями и обязанностями. Полушария различно воспринимают явления окружающей среды, различна из роль в творческой работе мозга. Функциональная асимметрия полушарий мозга существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным.

Различия между полушариями мозга определяются видами основной информации, которые они обрабатывают. Левое полушарие оперирует словами, числами и другими условными знаками, правое – образами и другими несловесными сигналами. В соответствии с этим, основная деятельность левого полушария получила название абстрактно-аналитического мышления, правого эмоционально-образного.

Различия между полушариями мозга определяются не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки. Отличительной особенностью правого полушария является способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров. Левополушарное мышление обладает способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом. Благодаря этому оно носит аналитический, а не синтетический характер. Иначе говоря, правое полушарие как бы сразу «схватывает» всю картину мира в целом, левое же формирует ее постепенно, из отдельных, тщательно изученных деталей.