logo
ПОПКОВ В

1.15. Критерии научного знания

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории практически всегда сопровождается введением понятий, фиксирующих непосредственно ненаблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому не всегда проверка истинности теории может быть осуществлена прямым наблюдением или экспериментом. Возникает вопрос: как установить истинность научного знания? Как отличить науку от псевдонаучных утверждений?

Для установления истинности научного знания методологами науки сформулировано несколько важнейших принципов. Первый из них – принцип верификации: какое-либо понятие или суждение имеет смысл, если оно сводимо к непосредственному опыту, т.е. эмпирически проверяемо. Если этого не удается сделать, то считается, что утверждение представляет собой либо тавтологию, либо лишено смысла [16]. Принцип строгой верификации сводит знание о мире к «чистому опыту» и лишает научности утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем. Так как понятия развитой научной теории, как правило, трудно свести к опытным данным, то для них допускается косвенная верификация. Она утверждает, что если невозможно опытным путем подтвердить какое-то понятие или суждение теории, то можно ограничиться экспериментальным подтверждением выводов или следствий из них. Так, для объяснения свойств сильновзаимодействующих элементарных частиц – адронов – была разработана кварковая модель, в соответствии с которой адроны состоят из гипотетических частиц – кварков. До сих пор в экспериментах кварки обнаружить не удалось. Но кварковая теория предсказала существование новых типов элементарных частиц, которые были обнаружены экспериментально. Тем самым косвенно подтверждено существование кварков и косвенно верифицирована сама теория.

Принцип верификации лишь в первом приближении отделяет научное знание от ненаучного. В качестве альтернативы принципу верификации крупнейшим философом и методологом науки ХХ века К.Поппером в 1934 г. был предложен принцип фальсификации (дискредитации) гипотез. В соответствии с этим принципом на статус научного может претендовать только принципиально опровержимое (фальсифицируемое) знание. Научной является та гипотеза, которая содержит в себе ясную систему собственного опровержения. Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки [57]. По мнению К.Поппера, только то знание может претендовать на звание научного, которое в принципе опровержимо:

«Теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной. Неопровержимость представляет собой не достоинство теории (как часто думают), а ее порок».

Никакое количество экспериментальных подтверждений теории не является достаточным для доказательства ее истинности. Однако достаточно одного факта, противоречащего теории или гипотезе, чтобы поставить ее истинность под сомнение. Таков важнейший принцип развития науки – через научную гипотезу, которая научна, потому что проверяема и опровергаема. По Попперу, именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности:

«Каждая настоящая проверка теории является попыткой ее фальсифицировать, то есть опровергнуть. Проверяемость есть фальсифицируемость».

Одним из критериев научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве средства обоснования знания. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности [55].