logo
ПОПКОВ В

1.4. Связь науки с другими компонентами культуры

Наука представляет собой часть общечеловеческой культуры. В пространстве культуры наука наиболее тесно взаимодействует с техникой, а также с философией, религией, идеологий. Область научных интересов – поиск ответов на вопросы «Что? Как? Почему?». На вопрос «Зачем?» наука не отвечает, проигрывая на этом поле философии, религии, искусству. Однако в связи с развитием таких научных дисциплин, как общая теория систем, теория катастроф, синергетика и др. у науки и в этой сфере появились новые возможности.

Наука сложным образом взаимодействует с другими компонентами культуры, которые выполняют функции осмысления мира. Наука отличается от мифологии тем, что она стремится не к объяснению мира в целом на фантастической основе, а к формулированию законов природы, допускающих эмпирическую проверку. Граница между религией и наукой определяется соотношением в них веры и разума. Цель религии – достичь единения, согласия со сверхъестественными силами. Здесь в качестве критерия выступает особое душевное состояние. Религия ориентирована на область внечувственного, а наука – на эмпирическую реальность. Данное различие позволило еще в период средневековья провести границу между наукой и религией и обособить эти две области познания.

Искусство имеет целью воссоздание жизни в ее целостности. Продуктом эстетической деятельности являются художественные образы, а критериями их оценки выступают категории прекрасного и безобразного.

Наука отличается от идеологии (системы взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности и друг к другу) тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. В то же время наука способна порождать определенный тип идеологии, оказывать воздействие на мировосприятие больших групп населения.

Весьма сложными являются взаимоотношения науки и философии. Философия часто рассматривается как методологическая база научных исследований, как результат предельного обобщения эмпирических данных различных дисциплин, как способ интеграции частных наук в единое целое, как основа для создания целостной картины мира. Это верно, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными в философии (пространство, время, конечное, бесконечное и т.д.). Тем не менее, существует определенная граница между наукой и философией. Проблематика философии всегда принципиально иная, чем у науки. Наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, а философия – о причинах и целях.

Философские основания науки включают в себя философские идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также научную картину мира, и вписывающие научные знания в культуру. Философские основания науки участвуют в создании новых теорий, перестройке идеалов исследований. В современных условиях удельный вес философской составляющей в системах принятия решений, особенно при выборе методологии исследования, резко увеличивается. А.Эйнштейн писал по этому поводу [67]:

«В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».