4.3. Учение о химических процессах
Третий концептуальный уровень системы химических знаний представляет собой исследование внутренних механизмов и условий протекания химических процессов. Учение о химических процессах – такая область науки, в которой существует наиболее глубокое проникновение физики, химии, биологии. Поскольку в основе этого учения находится химическая термодинамика и кинетика, которые традиционно относятся к физической химии, все учения о химических процессах в равной мере относятся и к химии, и к физике.
Химические реакции протекают с выделением или поглощением энергии в виде тепла. Реакции с выделением тепла называются экзотермическими, а с поглощением - эндотермическими.
Способность к взаимодействию различных химических реагентов определяется не только их атомно-молекулярной структурой, но и условиями протекания химических реакций. К условиям протекания химических процессов относятся прежде всего термодинамические факторы, характеризующие зависимость реакции от температуры, давления и некоторых других условий. В еще большей степени характер и особенно скорость реакций зависят от кинетических условий, которые определяются наличием катализаторов и других добавок к реагентам, а так же влиянием растворителей, стенок реактора и других условий.
Подавляющее большинство химических реакций трудноуправляемые. Одни из них пока не удается осуществить, хотя они теоретически выполнимы. Другие сложно остановить, например, реакции горения и взрыва. Третьи очень трудно управляемы, т.к. самопроизвольно создают множество непредвиденных ответвлений с образованием массы побочных продуктов. Методы управления химическими реакциями подразделяются на термодинамические и кинетические, при которых ведущую роль играют те или иные катализаторы.
Условия протекания процесса могут оказывать воздействие на характер и результат химических реакций при определенной структуре молекул химических соединений. Наиболее активны в этом отношении соединения переменного состава с ослабленными связями между компонентами. Именно на них и направленно в первую очередь действие разных катализаторов, которые значительно ускоряют ход химических реакций. Меньшее влияние оказывают на реакции такие термодинамические факторы как давление и температура.
Каждая химическая реакция обратима и представляет собой перераспределение химических связей. Например, реакция типа АВ + СД АС+ВД. Обратимость реакций служит основанием равновесия между прямой и обратной реакцией.
Под равновесием обычно понимают состояние, в котором свойства системы не претерпевают дальнейшего изменения даже по истечении определенного промежутка времени. Равновесие достигается, когда скорости прямой и обратной реакций становятся одинаковыми, т.е. химическое равновесие носит динамический характер. Любой фактор, который изменяет скорость прямой или обратной реакции, может оказывать влияние на состояние равновесия.
Качественно предсказать влияние изменения внешних условий можно с помощью правила, сформулированного в 1844 г. французским химиком А. Ле Шателье. Принцип Ле Шателье (или принцип подвижного равновесия): если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-нибудь из условий, определяющих равновесие, то равновесие смещается в том направлении, в каком эффект воздействия уменьшается.
Состояние равновесия определяется двумя факторами: минимальной энергией и максимальной беспорядочностью движения, т.е. максимальной энтропией. Равновесие стремится сместиться в сторону образования веществ с минимальной энергией. С другой стороны, равновесие стремится сместиться в сторону максимальной беспорядочности движения.
Однако на практике равновесие смещается в ту или иную сторону в зависимости от природы реагентов и условий процесса. Реакции, в которых равновесие смещено «вправо», в сторону образования целевых продуктов, как правило, не требуют особых средств управления. Таковы реакции кислотно-основного взаимодействия или нейтрализации, а так же реакции, сопровождающиеся удалением готовых продуктов в виде газов или в форме осадков. Например,
ВаCl2 +K2SO4 Ba SO4+2KCl
Однако немало реакций идет со смещением равновесия «влево». Для их осуществления требуется особое термодинамическое управление. Такова, в частности реакция синтеза аммиака из азота и водорода:
N2+3H22NH3.
Эта реакция очень проста с точки зрения состава и структуры исходных веществ. Однако с 1813 г. по 1913 г ее не удавалось осуществить ни с помощью большого давления, ни высокой температуры. Химики не знали способов управления этой реакцией. Открытие Я.Х. Вант-Гоффа и А.Л. Ле Шателье позволили добиться успеха. Было установлено, что синтез аммиака происходит на поверхности твердого катализатора (специально обработанное железо) при сдвиге равновесия «вправо» за счет применения высоких давлений. Однако эта реакция сопряжена с большими технологическими трудностями. Их удалось преодолеть после того, когда был использован металлоорганический катализатор. В его присутствии синтез аммиака происходит при температуре 180С и нормальном атмосферном давлении, что открывает большие перспективы для производства удобрений.
Но термодинамические методы позволяют управлять химическими процессами только при их направленности в прямую или обратную сторону. Функции управления скоростью химических процессов выполняет химическая кинетика. Она устанавливает зависимость скорости химических процессов от множества структурно-кинетических факторов: природы исходных реагентов, их концентрации, давления, температуры, наличия в реакторе катализаторов и других добавок, способов смешения реагентов, материала и конструкции реакторов и т.д.
Для того чтобы столкновение молекул реагентов привело к образованию нового вещества, молекулы должны обладать избыточной энергией, называемой энергией активации. Энергия активации различных реакций зависит от природы реагирующих веществ, которые отличаются своей реакционной способностью. Реакционная способность – это характеристика относительной химической активности молекул, атомов или ионов.
При взаимодействии реагентов с катализаторами происходит ослабление исходных химических связей. Оно возможно при энергетической активизации реагента, которая достигается при тепловом или радиоактивном воздействии, характеризующимся большой величиной энергии. Вопросами энергетической активизации реагента занимается химия экстремальных состояний, которая включает плазмохимию, радиационную химию, химию высоких энергий, химию высоких давлений и температур.
Плазмохимия изучает процессы в низкотемпературной плазме. Плазма – это ионизированный газ. В плазмохимии рассматриваются процессы при температурах от 1000 до 10000 0С. Такие процессы характеризуются возбужденным состоянием частиц, столкновениями молекул с заряженными частицами, очень высокими скоростями реакций. В плазмохимических реакциях скорость перераспределения химических связей очень высока: длительность элементарных актов химических превращений составляет 10-13с при почти полном отсутствии обратимости реакции. В обычных заводских реакторах скорость аналогичной реакции из-за обратимости снижается в тысячи и миллионы раз. Плазмохимические процессы поэтому очень высоко производительны.
Метановый плазмотрон с производительностью 75 т ацетилена в сутки имеет размеры: 65 см в длину и 15 см в диаметре. Такой плазмотрон заменяет целый огромный завод. При температуре 3000 –3500° С за одну десятитысячную долю секунды 80 % метана превращается в ацетилен. Степень использования энергии достигает 90 – 95 %, а энергозатраты составляют 3 кВт часа на 1 кг ацетилена, что в два раза меньше, чем в паровом реакторе пиролиза метана.
Плазмохимия позволяет синтезировать такие ранее неизвестные материалы, как металлобетон, в котором в качестве связующего используются сталь чугун, алюминий. Металлобетон по прочности превосходит обычный бетон на сжатие в 10 раз и на растяжение в 100 раз.
Разработаны плазмохимические методы превращения угля в жидкое топливо без применения высоких давлений и выброса золы и серы. При этой технологии одновременно получаются и другие вещества: технический кремний, карбосилиций, ферросилиций, адсорбенты для очистки воды.
Радиационная химия – сравнительно молодая отрасль, ей около 40 лет. Первые опыты радиационной химии связаны облучением полиэтилена - лучами Прочность полиэтилена при этом существенно возрастала. В настоящее время радиационная химия изучает превращение самых разнообразных веществ под действием ионизирующих излучений. Источниками ионизирующих излучений служат рентгеновские установки, ускорители заряженных частиц, ядерные реакторы, радиоактивные изотопы.
В результате радиационно-химических реакций из кислорода образуется озон, из газообразных парафинов- водород. Наиболее важными процессами радиационно-химической технологии являются полимеризация, вулканизация, производство композиционных материалов, в том числе композиций на древесной основе, закрепление лаков и других материалов на поверхности дерева и металла, получение полимербетонов путем пропитки обычного бетона тем или иным мономером с последующим облучением. Такие бетоны имеют в четыре раза больше прочность, обладают водонепроницаемостью и высокой коррозионной стойкостью.
Принципиально новой исключительно важной областью химии экстремальных состояний является самораспространяющийся высокотемпературный синтез тугоплавких и керамических материалов. Обычно крупномасштабное производство таких материалов осуществляется методом порошковой металлургии, суть которого заключается в прессовании и сжатии при высокой температуре металлических порошков. При этом температура должна составлять 1200 – 2000° С, а процесс спекания длится несколько часов. Гораздо проще реализуется самораспространяющийся синтез, основанный на реакции горения одного металла в другом или металла в азоте, углероде, кремнии и т.д.
Чаще всего процесс горения представляется в виде соединения кислорода с горючим веществом: углем, нефтепродуктами, древесиной. В химии принято считать горением реакцию окисления горючего вещества, что с позиции окислительно-восстановительных реакций означает перемещение электронов от атома восстановителя горючего тела к атомам окислителя – кислорода. С этой точки зрения горение возможно не только в кислороде, но и в других окислителях.
Самораспространяющийся высокотемпературный синтез – тепловой процесс горения в твердых телах: например, горение порошка титана в порошке бора или порошка циркония в порошке кремния. В результате такого синтеза получены сотни тугоплавких соединений: карбиды металлов, бориды, алюминиды, селениды. Данный метод не требует громоздких печей и процессов, отличается высоко технологичностью.
- Федеральное агентство по образованию
- Брянский государственный технический университет
- В.И.Попков
- Концепции современного естествознания
- Введение
- Часть 1. Логика и методология естественных наук
- 1.1.Предмет естествознания
- 1.2. Культура и наука
- 1.3. Научная картина мира
- 1.4. Связь науки с другими компонентами культуры
- 1.5. Виды научного знания
- 1.6. Проблема культур в науке
- 1.7. Материя и движение
- 1.8. Пространство и время
- 1.9. Материальное единство мира
- 1.10. Характерные черты науки
- 1.11. Мышление
- 1.12. Структура научного познания
- 1.13. Методы научного познания
- 1.13.1. Философские методы
- 1.13.2. Общенаучные методы
- 1.13.2.1.Эмпирические методы исследования
- 1.13.2.2. Методы теоретического познания
- 1.13.2.3. Общелогические методы и приемы
- 1.13.2.4. Математика – универсальный язык естествознания
- 1.13.3 .Прочие методы
- 1.14. Гипотеза и теория
- 1.15. Критерии научного знания
- 1.16. Модели развития науки
- 1.17. Дифференциация и интеграция в науке
- 1.18. Принципы организации современного естествознания. Системный метод в современном естествознании
- 1.19. Особенности современной научной картины мира
- Часть 2. Основные физические концепции
- 2.1. Концепция детерминизма в классическом естествознании
- 2.1.1. Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа
- 2.1.2. Идеализированные представления о пространстве, времени и состоянии в классической механике
- 2.1.3. Связь законов сохранения с фундаментальной симметрией пространства и времени.
- 2.2.2. Континуальный подход в механике сплошных сред
- 2.2.3. Концепция близкодействия и материальные физические поля
- 2.2.4. Классические представления о природе света
- 2.2.5. Апофеоз классического естествознания
- 2.3. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании
- 2.3.1. Пространство и время в античной натурфилософии
- 2.3.2. Абсолютное пространство и абсолютное время в классическом естествознании
- 2.3.3. Уравнения Максвелла и концепция абсолютно неподвижного эфира
- 2.3.4. Элементы специальной и общей теории относительности
- 2.3.4.1.Постулаты Эйнштейна
- 2.3.4.2. Преобразования Лоренца
- 2.3.4.3. Следствия из преобразований Лоренца
- 1.Одновременность событий в разных системах отсчета
- 2. Длина тел в разных системах отсчета
- 3. Длительность событий в разных системах отсчета
- 4. Закон сложения скоростей в релятивистской механике
- 2.3.4.4. Интервал
- 2.3.4.5. Основы релятивистской динамики
- 1. Релятивистский импульс
- 2.Зависимость массы от скорости
- 3. Взаимосвязь массы и энергии
- 4. Энергия связи
- 5. Частицы с нулевой массой покоя
- 2.3.4.6. Четырехмерное пространство-время в общей теории относительности
- 2.3.4.7. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания
- 2.4. Статистические закономерности в приРоде
- 2.4.1. «Стрела времени» и проблема необратимости в естествознании
- 2.4.2. Возникновение статистической механики.
- 2.4.3. Особенности описания состояний в статистических теориях.
- 2.4. 4. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченного в неупорядоченное состояние
- 2.4.5. Гипотеза Томсона и «тепловая смерть» Вселенной.
- 2.5. Микромир и основные концепции неклассического естествознания
- 2.5.1. Зарождение квантовых представлений в физике
- 2.5.2. Особенности неклассического подхода к описанию динамики микрочастиц
- 2.5.3. Квантовая природа агрегатных состояний макроскопических объектов
- 2.6. На пути к единой фундаментальной теории материи
- 2.6.1. Становление субатомной физики
- 2.6.2. Фундаментальные взаимодействия в природе
- 2.6.3. Стандартная модель элементарных частиц
- 2.6.4. На переднем крае физики микромира
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 3.1. Звездная форма бытия космической материи
- 3.2. Эволюция звезд
- 3.3. Современные космологические модели вселенной
- 3.4. Происхождение и развитие вселенной
- 3.5. Солнечная система
- 3.5.1. Солнце
- 3.5.2. Планеты солнечной системы
- 3.5.2.1. Земля
- 3.5.2.2. Луна
- 3.5.2.3. Меркурий
- 3.5.2.4.Венера
- 3.5.2.5. Марс
- 3.5.2.6. Юпитер
- Часть 4. Основные химические концепции
- 4.1. Учение о составе
- 4.2.Структура вещества и химические системы
- 4.3. Учение о химических процессах
- 4.4. Эволюционная химия – высший уровень развития химических знаний
- Часть 5. Биологический уровень организации материи
- 5.1. Предмет биологии и ее структура
- 5.2. Основные признаки живого
- 5.3. Структурные уровни живого
- 5.4. Клетка, ее строение и функционирование
- 5.5. Химические основы жизни. Генетика
- 5.6. Принципы биологической эволюции
- 5.7. Концепции возникновения жизни на земле
- 5.8. Исторические этапы развития жизни на земле
- Енисей (1,5 млрд. Лет – 1,2 млрд. Лет) Появляются многоклеточные водоросли.
- Часть 6. Человек как феномен природы
- 6.1. Происхождение человека
- 6. 2. Биологическое и социальное в развитии человека
- 6.3. Превращение биосферы в ноосферу
- 6.4. Глобальные проблемы человечества
- Часть 7. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 7.1. Кибернетика и общие проблемы управления
- В сложных динамических системах
- В создании кибернетики принимали участие многие ученые: д. Биглоу, к. Шеннон, и.М. Сеченов, и.П. Павлов, а.М. Ляпунов, а.А. Марков, а.Н. Колмогоров и др.
- Энергия
- 7.2. Синергетика – новое направление междисциплинарных исследований
- 7.3 Характеристики самоорганизующихся систем
- 7.4. Закономерности самоорганизации
- 7.5. Физические модели самоорганизации в экономике
- Персоналии
- Цитатник
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть 1. Логика и методология естественных
- Часть 2. Основные физические концепции...104
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизи-ческие и космологические концепции……..180