logo search
ПОПКОВ В

1.2. Культура и наука

Культура (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности, опредмеченный мир человеческой деятельности. Под культурой в широком смысле понимается все то, что создано человеком, человечеством в ходе его истории. Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [57]. В ХХ веке наш соотечественник П.А.Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Культура – продукт человеческой деятельности, а деятельность есть способ бытия человека в мире. В понятии «культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития (например, античная культура), в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций (например, феодальная культура), этнических и национальных общностей (например, русская культура). Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, научная культура и т.д.) [57].

Культура как философская категория противостоит природе, фиксируя «сверхприродное» начало в способах и продуктах человеческой деятельности.

Многообразную систему современной культуры принято подразделять на две большие и тесно связанные области – материальную культуру, охватывающую результаты материальной деятельности человека (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, средства транспорта и связи и др.), и духовную, включающую сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, в том числе право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Для того чтобы мыслить, творить, человек должен существовать как живой организм. Он должен материально существовать, чтобы проявилась его способность создавать духовные ценности. Материальная жизнь людей – это область человеческой деятельности, связанная с производством предметов, вещей, обеспечивающих существование человека. В результате создается мир материальной культуры: города, улицы, дома, заводы, фабрики, транспорт, коммунальная инфраструктура и т.д.

Явления человеческого сознания, психики (мышление, знание, воля, чувства, переживания и др.) относятся к миру идеального, духовного. Понятием «духовная культура» характеризуется духовная жизнь людей, ее результаты и средства. Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение духовных потребностей человека, т.е. на развитие и совершенствование внутреннего мира человека, его сознания, психики, мышления, знаний, эмоций, переживаний. Духовные потребности отличают человека от животных. Продуктами духовной деятельности являются идеи, понятия, научные гипотезы и теории, художественные образы, моральные нормы и правовые законы, политические взгляды, религиозные воззрения. Материальными носителями духовной культуры являются язык, книги, произведения искусства, чертежи, графики и др. Потребляя продукты духовной культуры, человек обогащает и развивает свой внутренний мир – мир знаний, образов, эмоций, переживаний.

Человек не только потребляет продукты духовной культуры, созданные другими людьми, он может создавать новые элементы духовной культуры. В этом случае человек становится творцом, а его деятельность – творческой.

Основными компонентами духовной культуры являются политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, философия, наука. В чем природа такого разделения и по каким признакам оно осуществляется? Ответ на эти вопросы дает аксиология – философское учение о духовных ценностях и о структуре ценностного мира.

Человек как объект живой природы находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, получая с помощью органов чувств необходимую информацию о ее состоянии и на основании этой информации адекватно реагируя на изменение внешних условий. В отличие от животных, реакции которых являются инстинктивными, поведение человека связано со специфическим способом обработки получаемой информации, которая осознается человеком в виде субъективного образа внешнего мира. Оценка субъективного образа происходит с разных сторон в соответствии с разными критериями с учетом видового (филогенетического) и индивидуального (онтогенетического) опыта реагирования на те или иные воздействия. При этом объекты и явления внешнего мира становятся для человека носителями различных духовных ценностей. Эта многогранность оценки субъективного образа (а значит и внешнего мира) и лежит в основе дифференциации компонентов духовной культуры, каждый из которых отвечает за тот или иной критерий оценки. Кроме научного освоения действительности существуют другие способы – этическое, эстетическое, религиозное, философское и т.д.

Наука – один из важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими методами. Другими словами, наука получает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Академик РАН В.Степин определяет науку следующим образом: «Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире». Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.

Наука – это постоянно развивающаяся под влиянием общественной практики система знаний об объективных законах природы, общества и мышления, запечатленная в понятиях, гипотезах, законах и эмпирических фактах, теориях и идеях, выступающая как основа целесообразной деятельности людей. Стремление к познанию окружающего мира объективно обусловлено важнейшей задачей использовать природу, разумно организовывать общество, вырабатывать целесообразное поведение, которое обеспечивает жизнь человеческого рода. А.Эйнштейн писал, что «наука должна устанавливать связь между опытными фактами с тем, чтобы на основании уже имеющегося опыта мы могли предсказывать дальнейшее развитие событий». Эта потребность в познании была, есть и будет обязательным условием существования человечества. В своей речи «Происхождение и влияние научных идей» М.Планк отмечал:

«Наука находит понятия, с которыми она работает, не готовыми; она впервые их искусственно создает и только постепенно совершенствует. Наука возникает из жизни и возвращается обратно в жизнь. И она получает стимул, единство и развитие из идей, которые в ней господствуют. Эти идеи являются тем источником, из которого исследователь черпает проблемы; последние непрерывно побуждают его к работе и открывают ему глаза на правильное объяснение найденных результатов. Без идей исследование было бы бесплановым, и энергия растрачивалась бы попусту» [39].

Наука раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Главная особенность научного знания – его системный характер, логическая доказательность путем выведения одних знаний из других. Наука – это процесс построения систематизированного образа реальности, ориентированный на выявление общих свойств окружающего мира. Основой этого процесса служит научная методология – комплекс способов и приемов решения указанных задач, а его результат – получение теоретического знания, служащего удовлетворению базовых человеческих потребностей.

Научное знание характеризуется стремлением к истине, к раскрытию общих оснований рассматриваемого круга явлений, в пределе – всего мира. Главные критерии научного знания – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность. Для достижения своих целей наука вырабатывает специальные методы познания, специальный язык для максимально точного и однозначного выражения полученного знания. Наука как составляющая духовной культуры имеет свой специфический подход к информации о внешнем мире. Он основан на применении оценочных категорий «истинно» и «ложно». Поэтому одной из основных функций науки, наряду с получением нового знания, является обоснование истинности полученного знания. Таким образом, наука занимается получением объективного знания и обоснованием его истинности. Этим наука отличается от других сфер культуры.

Итак, важнейшей чертой научного мышления является его доказательность, обоснованность. По выражению Т.Гексли, «принимая что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». Впервые вопрос о доказательстве как главном инструменте выведения и систематизации знания был поставлен еще в Древней Греции. Доказательством в логике называется обоснование истинности знания другим знанием, истинность которого уже доказана. Этим теоретическое доказательство отличается от доказательства посредством практики.

Истина – правильное отражение объективной действительности в сознании человека, отражение ее такой, какой она существует сама по себе, независимо от сознания. Истинны те представления, которые соответствуют тому, что есть в действительности. Любая научная истина объективна, так как представляет собой правильное отображение предмета, явления и соответствует ему. Истина – это не сама действительность, а объективное содержание результата познания.

Истина относительна, так как она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем развития практики.

Под абсолютной истиной понимают полное и исчерпывающее познание мира в целом. Такое познание является целью, к которой стремится наука. Путь к абсолютной истине в этом смысле бесконечен. Как образно писал Гильберт Льюис в своей «Анатомии науки»:

«Ученый – человек практический и преследует практические цели. Он не ищет истину в последней инстанции, а довольствуется приближением к ней. Он говорит не об окончательном результате, а об очередном приближении. Не в его вкусе те изящные структуры, которые столь эфемерны, что один-единственный изъян приводит к гибели всего целого. Ученый строит медленно и возводит постройки, быть может, несколько грубоватые, но зато прочные. Если какая-нибудь часть возведенного им сооружения ему не нравится, он с готовностью заменяет ее, не причиняя ущерба остальному зданию даже в том случае, когда неудачная часть расположена вблизи самого основания. В целом он доволен своей работой, ибо, хотя наука никогда не была полностью права, она заведомо никогда целиком не заблуждалась и совершенствовалась от десятилетия к десятилетию.

Полагать, что существует истина в последней инстанции, хотя такая точка зрения распространена необычайно широко, не очень полезно для науки; она годится разве как указатель горизонта, к которому можно стремиться, но не пункт, которого можно достичь».

(Цит. по книге: М.Клайн. Математика. Поиск истины. –М.:Мир, 1988. – Стр. 250 – 251).

Известна точка зрения, что высшей и конечной целью науки является построение последней теории Всего, которая вполне отражала бы наиболее фундаментальные свойства реального мира, в том числе внутренний космос самого человека [61]. Наука никогда не будет завершена, так как процесс познания безграничного мира является бесконечным. Кроме того, все время появляется бесконечное число частных задач, требующих решения. По поводу трудностей, ожидающих исследователя на бесконечном пути человеческого познания, П.Лаплас писал:

«Мы так далеки от того, чтобы знать все силы природы и различные способы их действия, что было бы недостойно философа отрицать явления только потому, что они необъяснимы при современном состоянии знаний. Мы только обязаны исследовать явления с тем большим вниманием, чем труднее признать их существование».

Критерием истины является практика: материальное производство, эксперимент. Практика – это основной способ воздействия человека на природу и взаимодействия людей в процессе общественного производства. Философия определяет практику как материальную, чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека, имеющую своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющую всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания [57].

По отношению к научному познанию практика играет следующую роль:

- практика – источник научного познания, его движущая сила, она дает познанию фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке, тем самым питает познание;

- практика – это сфера приложения знаний и цель познания;

- практика формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления;

- практика – критерий истинности результатов познания.

Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь, т.е. в практику. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.

Является ли мир, познаваемый научными методами, закрытой или открытой системой, мы не знаем. Наука же сама по себе относится к классу открытых систем. Во-первых, наука является открытой по отношению ко всем другим сферам человеческой культуры. Во-вторых, число связей между различными подсистемами окружающего нас реального мира, исследованием которого занимается наука, неисчислимо велико. Процесс познания мира бесконечен, но подчиняется закону бифуркаций. С точки зрения синергетики, наука, являясь самоорганизующейся системой, развивается в соответствии с циклическими закономерностями, последовательно проходя через зоны бифуркаций и участки монотонного развития. Наиболее крупные бифуркации – научные революции, приводящие к модернизации общенаучной парадигмы и научной картины мира, обновлению философских оснований, методологии и типа научной рациональности.