6.1. Происхождение человека
Согласно современным научным представлениям наиболее правдоподобной является эволюционная теория происхождения человека от животного предка – гоминид.
На протяжении 1 – 2млрд. лет в биосфере шел направленный процесс развития. В ходе этого процесса сформировался мозг, материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные, некоторые птицы. Но полноценное проявление разума присуще только человеку, эволюция мозга гоминид протекала очень быстро и привела к возникновению уникального в животном мире биосферы явления, каковым является человеческая психика.
Психика человека обладает следующими связанными между собой свойствами:
оперирование образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, ни когда и нигде не существовавшим событиям;
познавательная способность, основанная на проникновении в структуру мира и построении модели мира;
способность как к соблюдению существующих моральных норм поведения, так к разрушению и саморазрушению;
самопознание и рефлексия, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.
В социальном человеческом сообществе сформировалась, а затем с ускорением во времени развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью.
Научная мысль – это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления и хранения знания. И только человек в состоянии использовать этот аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу.
Мозг человека в сравнении с мозгом шимпанзе не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, отдельные его части имеют аналогичные пропорции. Поэтому возникает проблема объяснения генезиса принципиальных различий в сфере психики и поведения между этими видами.
В науке выдвинут ряд гипотез объясняющих это различие:
человек произошел благодаря тому, что древние предки в большей степени добывали пищу путем подбирания падали, а не охотой;
Человек стал человеком благодаря жизни в воде; По мнению шведского исследователя Я. Линдблада предком человека была безволосая обезьяна, ведущая водный образ жизни;
Мутации в клетках мозга гоминид произошли за счет жесткого излучения вспышки сверхновой звезды;
мутация мозга произошла в силу изменения геомагнитного поля Земли. Установлено, что земное магнитное поле, задерживающее космическое излучение, иногда ослабевает. В это время интенсивность космического излучения на Земле резко возрастает, что могло вызвать мутации.
За последние 3 млн. лет магнитные полюса земли четырежды менялись местами. Первое изменение магнитных полюсов, по мнению некоторых ученых, вызвало появление австролопитека. Питикантроп появился 600 тыс. лет назад во время второго изменения. При третьей инверсии магнитных полюсов Земли (250 тыс. лет назад) появился неандерталец. Появление предка современного человека – кроманьонца – приходится на четвертую геомагнитную инверсию.
5) появление мутанта среди гоминид есть результат теплового стресса.
Для предотвращения теплового перегрева коры головного мозга в ней появились дополнительные нейроны и увеличились связи между ними. Мозг, имеющий избыток нейронов и связей, приобрел усиленный интеллектуальный потенциал, который позже был использован не только для совершенствования техники охоты, но и для абстрактного мышления и символической коммуникации.
К этому следует добавить, что у предков человека имелись средства коллективного производительного потребления, отсутствующие у других животных.
Человек – не только биологическое, но и социальное существо. Поэтому его происхождение нельзя свести к действию исключительно биологических факторов эволюции. На определенном этапе в биологическую эволюцию предков человека должен был включиться надбиологический фактор – социокультурный. Таким фактором и стала трудовая деятельность. Именно трудовая деятельность является всеобщим основанием человеческого бытия и решающим критерием, разграничивающим человека и человекообразных обезьян. Эволюция древних человекообразных обезьян была обусловлена естественным отбором и осуществлялась путем биологического изменения целого комплекса телесных особенностей и в первую очередь мозга. Это привело в конце концов к появлению первобытных людей, морфофизиологическое строение которых обусловило их способность изготавливать орудия труда. Благодаря этому появилась возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды не путем изменения строения тела, а посредством создания новых орудий труда и искусственной среды обитания, защищавших людей от неблагоприятных условий внешней среды.
Пока орудия труда были очень примитивны, естественный отбор продолжал действовать и вызывал изменения строения тела древних людей, порождая их новые виды. Ко времени появления кроманьонцев решающую роль стали играть не факторы биологической эволюции (наследственность, изменчивость, естественный отбор), а факторы социального развития (труд, речь, организация совместной жизни людей в стаде, потом и в собственно человеческом обществе). В результате биологическая эволюция человека по существу прекратилась. Современные люди мало отличались от ископаемых кроманьонцев.
Генезис человека – это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объединений животных в человеческое общество (социогенез). Становление социальных отношений способствовало обузданию биологических инстинктов, проявлений зоологического индивидуализма, замене их отношениями социальной коллективности. Коллективность человеческих объединений обусловлена так же характером передачи человеческого опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда опыт, т.е. социальный опыт, надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от одного поколения к другому. Результаты труда не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усвоить опыт предыдущих поколений, чтобы получить возможность эффективно трудиться по исторически выработанным меркам человеческой деятельности.
Важной стороной антропосоциогенеза являлся генезис сознания. Сознание – высшая форма отражения мира. Носителем сознания выступает человек, обладающий мозгом – высокоразвитой материальной системой, способной осуществлять идеальное отражение мира. Сознание формируется только в системе социального общения людей и поэтому носит социально-исторический характер. Сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к этому миру, регулировать свою деятельность. В сфере сознания складываются цели деятельности человека (идеальное целеполагание), формы мышления (понятие, суждение, умозаключение), чувственно-образные и волевые моменты человеческой жизнедеятельности. Основой, ядром сознания является мышление.
Генезис сознания носит естественно-исторический характер. Сознание складывалась на базе высокоразвитой психики животных – высших приматов. Основой генезиса сознания является обобщение и коллективное закрепление результатов действий по производству орудий труда. Генезис сознания носит коллективистский характер, он невозможен вне деятельности и общения людей.
Обобщение, зафиксированное в некотором знаке, в самом широком смысле есть познание как таковое. Когда мы говорим, что человек обладает сознанием, то подразумеваем, что он обладает системой знаний. Знание – это выраженные в определенной системе знаков (слово, жест, схема и т.д.) обобщенные элементы сознания, благодаря которым различаются вещи объективного мира, их существенные и несущественные свойства, сам человек и его отношение к внешнему миру. Система знаний складывается в историческом опыте человечества. Каждый отдельный индивид осваивает ее заново в процессе социализации, обучения, образования, воспитания.
Генезис и развитие сознания неразрывно связаны с генезисом и развитием языка, речи. Исходной базой, предпосылкой формирования человеческого языка являются виды коммуникации животных: зрительно-двигательная, жестовая (позы, жесты), обонятельная, звуковая.
Звуковая коммуникация имеет ряд преимуществ: звуки могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоций, звуковая сигнализация не ограничивается дневным светом и воспринимается практически мгновенно. Процесс развития человека включал в себя непрерывное совершенствование звуковой коммуникации. Постепенно она приобрела характер вокально-информационной системы. Язык развивался вместе с развитием речи. Постепенно сформировалась простейшая грамматика, синтаксис, появилась монологическая речь, расширялась лексика. Язык всегда предполагает определенную систему знаков. С развитием языка зарождается сложная система знаков как выразителей смыслов и значений сознания. Звуковой язык лежит в основе процесса мышления, свойственного в развитой форме лишь человеку. Именно язык позволяет человеку обмениваться информацией с другими людьми, вырабатывать сложные понятия. Вследствие целенаправленного труда и языкового общения получила удивительное развитие высшая нервная деятельность человека. Все это вместе взятое поставило человека на вершину иерархической структуры органического мира.
Родословная человека в настоящее время представляется следующим образом.
Самым древним известным предком человека считается рамапитек (назван по имени индийского бога Рамы). Его останки обнаружены в северо-западной Индии и восточной Африке. Рамапитек жил 16-12 млн. лет назад. Он отмечает важную точку эволюции приматов, когда разделяются пути высших приматов и той ветви, которая ведет к человеку.
Австралопитеки обнаружены в восточной Африке. Они жили 6 – 2 млн. лет назад. Австралопитеки были «почти людьми» не только по внешнему виду. Они могли производить орудия труда, хотя и самые примитивные. Хабилис (Homo habilis) – человек умелый – древнейший предок человека, он древнее и примитивнее питекантропа. Останки хабилиса (презинджантропы, зинджантропы) обнаружены в Танзании. Они жили около 2 млн. лет назад. Анатомическое строения примитивно, создаваемые ими орудия труда весьма элементарны. Объем мозга 660 см3. Объем мозга в 750 см3 считается минимальным для перехода к образному мышлению и возникновению речи.
На смену хабилисам идут архантропы, представленные питекантропом, синантропом, гейдельбергским человеком, обнаруженные в Европе, Азии, Африке. Все они объединены под одним названием Homo erectus – человек прямоходящий. Яванские питекантропы имеют возраст 1,5 –1,9 млн. лет. Объем мозга 800 см3. Синантропы жили 200 – 500 тыс. лет назад, и имели объем мозга от 915 до 1225 см3.
Неандерталец занимает переходное место между (Homo erectus) и первыми представителями Homo sapiens – кроманьонцами. Впервые обнаружены на территории Германии, Рост 155– 165 см. Объем мозга 1300 – 1600 см3. Неандертальцы создали мустьерскую культуру каменного века(150 –40 тыс. лет назад).
Кроманьонец – представитель Homo sapiens. Впервые обнаружен в 1868 г. в пещере Кроманьон (Франция). Рост 180 –187 см. Объем мозга до 1600 см3. Преимуществом кроманьонца перед неандертальцем была трудовая деятельность. Жили примерно 50 – 40 тыс. лет назад.
Примерно 40 тыс. лет назад неандертальцы и кроманьонцы существовали параллельно. Особых различий между ними не было, хотя, судя по анализу ДНК, они не могли иметь общих потомков. Потом неандертальцы исчезли с лица Земли. Существует две версии исчезновения неандертальцев.
Они были уничтожены конкурентами – кроманьонцами, хотя физически они были сильнее.
Они не выдержали похолодания, вызванного наступлением ледникового периода, начавшегося примерно 70 тыс. лет назад. Кроманьонцы превосходили неандертальцев в социальной организации и умении приспосабливаться к жизни.
Современные исследования в полной мере подтвердили решающую роль надбиологических факторов в формировании современного человека – Homo sapiens.
В социальной, культурной эволюции предков человека и самого Homo sapiens выделяют следующие периоды.
Палеолит – древний каменный век продолжительностью от 3 – 2 млн. лет назад до 10 тысячелетия до н.э. За это время человек продвинулся от вида Homo habilis (человек умелый) до кроманьонцев, т.е. до Homo sapiens. Формирующийся человек пользовался постоянно совершенствовавшимися каменными, деревянными,костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.
Неолит – новый каменный век (8 – 3 тысячелетия до нашей эры). В это время осуществлялся переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие). Люди научились шлифовать и сверлить орудия из камня, делать глиняную посуду, овладели навыками прядения и ткачества.
Бронзовый век – (4 – 1 тысячелетия до н.э.) сменил неолит. Характеризуется производством и использованием бронзы, бронзовых предметов и оружия. Это время распространения кочевого скотоводства, поливного земледелия, письменности, рабовладельческих цивилизаций и государств.
Первобытные люди жили лишь в областях, в которых условия жизни для них были наиболее благоприятными, но в поисках пищи и борьбе за существования они постоянно расширяли площадь своего расселения. При этом в отличие от животных, люди не образовывали каких-то разновидностей. Все они принадлежали к одному и тому же виду живых существ, который в науке называется homo sapiens («человек разумный»). За тысячелетия своего развития человечество осталось биологически единым, хотя у отдельных групп людей возникли некоторые различия: в цвете кожи, волос и глаз, в форме головы, носа, губ. Эти различия связаны, как правило, с разнообразием условий жизни, они наследуются, переходя от родителей к детям, и меняются очень медленно, на протяжении сотен поколений.
Наследственные телесные признаки, делящие человечество на разные группы, называют расовыми, а сами такие группы – расами. Вопрос о происхождении рас очень сложен и пока еще полностью не решен. Некоторые из расовых признаков сложились, очевидно, под влиянием природных условий: например, у жителей жарких стран стал наследственным темный цвет кожи, в сухом климате степей узкий разрез глаз, предохраняющий их от пыли и песка, несомых ветром.
Вероятно, расовые особенности сформировались и закрепились в самом начале формирования отдельных групп людей в результате их разобщенности. В дальнейшем, когда разрозненные племена стали смешиваться между собой, появились смешанные и переходные расовые типы.
Наука, которая изучает расовые типы и их распространение по земной поверхности, называется антропологией. В настоящее время в ней выделяют три основные расы (экваториальную, европейскую, монголоидную) и несколько переходных, или промежуточных рас.
Почти половина жителей земного шара принадлежит к европейской («белой») расе. Люди этой расы населяют Европу и отчасти Западную Азию. За последние три века люди этой расы широко расселились в Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке.
В Центральной и Восточной Азии больше всего проживает людей монголоидной («желтой») расы. Одну из ветвей монголоидной расы составляют коренные жители Северной и Южной Америки – индейцы.
Большинство людей, проживающих в Африке к югу от Сахары и в Океании, относятся к экваториальной (« черной») расе.
Группы людей, отличающиеся между собой языком общения, образом жизни, обычаями, вероисповеданием, называются этническими обществами. Среди них различают племена, народности, нации.
В этнических общностях особенно велика роль языков. Основой языка народности является одного из племени, из которых эта народность образовалась. В свою очередь языки народностей, развиваясь, превращались и превращаются в язык нации.
В настоящее время на земном шаре насчитывается более двух тысяч языков, а число диалектов или наречий исчисляется десятками тысяч. Существуют девять языков, на каждом из которых говорят более 100 млн. человек: китайский, английский, испанский, хиндустани, русский, арабский, немецкий, японский, бенгальский.
Третье тысячелетие население Земли встречает в количестве около 6 млрд. человек. Люди расселены по земле неравномерно. В среднем на 1 км2 суши (без Антарктиды) приходится 26 человек. Страны Западной Европы населены гуще – 93 человека на 1 км2. Густо населена Южная Азия – около 70 человек на 1 км2. Очень велики различия по плотности населения между отдельными странами: на остове Ява – 1000 человек на 1 кв. км., в Японии – 270 человек, в Великобритании и Германии – 230 человек, на Цейлоне более 180, в Италии – 175, в Индии – 160, во Франции – 85, в Швеции –18, Финляндии – 13.
Человек неразрывно связан с природой, его существование и развитие невозможно вне окружающей его природной среды. Это особенно ярко выражается в сфере материального производства, основа которого – природные богатства.
Природа – основа жизнедеятельности человека и общества в целом. В сферу жизни человека вовлечена географическая среда. От ее особенностей зависят направления человеческой деятельности, развитие определенных отраслей производства в разных странах.
Осознание зависимости человека от природы стало основой для появления такого направления в науке как географический детерминизм. Этому учению отдали дань многие ученые: Платон, Аристотель, Г. Бокль, Л.Н. Мечников, К. Риттер и др. Они считали, что влияние географических факторов имело решающее значение для развития человеческого общества. Географические факторы оказывают влияние на этнические особенности и психику людей.
По мнению Ш.Л. Монтескье, народы северных регионов отважны, южных – робки. Л.Н. Мечников в своей работе « Цивилизация и великие реки» делает вывод о том, что развитие человечества было определено освоением водных ресурсов и путей сообщения. Его «океанская концепция» предполагает существование нескольких цивилизаций, которые последовательно сменяют друг друга.
Речная цивилизация. Общество развивается благодаря освоению великих рек Китая, Египта, Месопотамии и др. (Нил, Ганг, Евфрат, Тигр).
Средиземноморская цивилизация – возникла благодаря овладению морскими пространствами, позволявшими перемещаться с континента на континент.
Океаническая цивилизация – связана с открытием Америки и освоением океанов.
Русский ученый Л.Н. Гумилев занимался проблемой этногенеза. По его мнению, этногенез напрямую зависит от географических условий. Л.Н. Гумилев разработал теорию пассионарности. Он считал, что возникновение и развитие этносов зависит от природных и космических факторов – магнитных полей, солнечной активности и др. Развитие этносов так же в значительной степени определяет наличие в них особых людей – пассионариев. Они обладают сверх энергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели. Главные события в истории, по мнению Гумилева, объясняются именно активностью и деятельностью пассионариев. Они оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев тесно связано с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.
Опираясь на выводы географического детерминизма, в XX веке образовалась агрессивная теория, получившая название геополитики. Ее основы разработали в Германии Ф. Ратцель, в Швеции – Р. Челлен. По этой теории внешняя политика государства определяется географическими факторами. Сторонники геополитики трактуют историю человечества как постоянную борьбу государств между собой за жизненное пространство. Агрессивная политика Германии, Японии, Израиля и др. государств теоретически обосновывается положениями геополитики.
Во всемирной истории человечества можно выделить несколько фаз, каждая из которых принципиально отличается от других.
Архаическая фаза, где основными формами экономической жизни являются охота и собирательство. Это присваивающая экономика, основой которой являются обработанные кремниевые орудия.
Традиционная фаза, где экономика ставится производящей – в виде сельского хозяйства и скотоводства.
Индустриальная фаза – переход к машинному производству, основой которой являются энергоносители: газ, нефть, уголь.
Можно полагать, что сейчас человечество переходит в новую цивилизационную фазу – когнитивную или гуманитарную, основой которой будет производство уже не товаров, а знаний, связующей средой будет служить информация.
Выход в космос, глобальные последствия НТР заставляют человека задумываться над проблемой соотношения человека как космической пылинки, наделенной разумом, и гигантской, безмерной Вселенной.
В современной науке используется так называемый антропный космический принцип, раскрывающий положение человека в структуре Вселенной. Этот принцип был предвосхищен К.Э. Циолковским. По его мнению, материя в ходе эволюции породила человека, чтобы с помощью человека познать себя. Одной из самых необыкновенных способностей мозга человека является постановка вопросов: почему? зачем? и т.д. Материя в образе человека ставит вопрос о смысле своего существования и стремится получить на него ответ.
- Федеральное агентство по образованию
- Брянский государственный технический университет
- В.И.Попков
- Концепции современного естествознания
- Введение
- Часть 1. Логика и методология естественных наук
- 1.1.Предмет естествознания
- 1.2. Культура и наука
- 1.3. Научная картина мира
- 1.4. Связь науки с другими компонентами культуры
- 1.5. Виды научного знания
- 1.6. Проблема культур в науке
- 1.7. Материя и движение
- 1.8. Пространство и время
- 1.9. Материальное единство мира
- 1.10. Характерные черты науки
- 1.11. Мышление
- 1.12. Структура научного познания
- 1.13. Методы научного познания
- 1.13.1. Философские методы
- 1.13.2. Общенаучные методы
- 1.13.2.1.Эмпирические методы исследования
- 1.13.2.2. Методы теоретического познания
- 1.13.2.3. Общелогические методы и приемы
- 1.13.2.4. Математика – универсальный язык естествознания
- 1.13.3 .Прочие методы
- 1.14. Гипотеза и теория
- 1.15. Критерии научного знания
- 1.16. Модели развития науки
- 1.17. Дифференциация и интеграция в науке
- 1.18. Принципы организации современного естествознания. Системный метод в современном естествознании
- 1.19. Особенности современной научной картины мира
- Часть 2. Основные физические концепции
- 2.1. Концепция детерминизма в классическом естествознании
- 2.1.1. Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа
- 2.1.2. Идеализированные представления о пространстве, времени и состоянии в классической механике
- 2.1.3. Связь законов сохранения с фундаментальной симметрией пространства и времени.
- 2.2.2. Континуальный подход в механике сплошных сред
- 2.2.3. Концепция близкодействия и материальные физические поля
- 2.2.4. Классические представления о природе света
- 2.2.5. Апофеоз классического естествознания
- 2.3. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании
- 2.3.1. Пространство и время в античной натурфилософии
- 2.3.2. Абсолютное пространство и абсолютное время в классическом естествознании
- 2.3.3. Уравнения Максвелла и концепция абсолютно неподвижного эфира
- 2.3.4. Элементы специальной и общей теории относительности
- 2.3.4.1.Постулаты Эйнштейна
- 2.3.4.2. Преобразования Лоренца
- 2.3.4.3. Следствия из преобразований Лоренца
- 1.Одновременность событий в разных системах отсчета
- 2. Длина тел в разных системах отсчета
- 3. Длительность событий в разных системах отсчета
- 4. Закон сложения скоростей в релятивистской механике
- 2.3.4.4. Интервал
- 2.3.4.5. Основы релятивистской динамики
- 1. Релятивистский импульс
- 2.Зависимость массы от скорости
- 3. Взаимосвязь массы и энергии
- 4. Энергия связи
- 5. Частицы с нулевой массой покоя
- 2.3.4.6. Четырехмерное пространство-время в общей теории относительности
- 2.3.4.7. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания
- 2.4. Статистические закономерности в приРоде
- 2.4.1. «Стрела времени» и проблема необратимости в естествознании
- 2.4.2. Возникновение статистической механики.
- 2.4.3. Особенности описания состояний в статистических теориях.
- 2.4. 4. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченного в неупорядоченное состояние
- 2.4.5. Гипотеза Томсона и «тепловая смерть» Вселенной.
- 2.5. Микромир и основные концепции неклассического естествознания
- 2.5.1. Зарождение квантовых представлений в физике
- 2.5.2. Особенности неклассического подхода к описанию динамики микрочастиц
- 2.5.3. Квантовая природа агрегатных состояний макроскопических объектов
- 2.6. На пути к единой фундаментальной теории материи
- 2.6.1. Становление субатомной физики
- 2.6.2. Фундаментальные взаимодействия в природе
- 2.6.3. Стандартная модель элементарных частиц
- 2.6.4. На переднем крае физики микромира
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 3.1. Звездная форма бытия космической материи
- 3.2. Эволюция звезд
- 3.3. Современные космологические модели вселенной
- 3.4. Происхождение и развитие вселенной
- 3.5. Солнечная система
- 3.5.1. Солнце
- 3.5.2. Планеты солнечной системы
- 3.5.2.1. Земля
- 3.5.2.2. Луна
- 3.5.2.3. Меркурий
- 3.5.2.4.Венера
- 3.5.2.5. Марс
- 3.5.2.6. Юпитер
- Часть 4. Основные химические концепции
- 4.1. Учение о составе
- 4.2.Структура вещества и химические системы
- 4.3. Учение о химических процессах
- 4.4. Эволюционная химия – высший уровень развития химических знаний
- Часть 5. Биологический уровень организации материи
- 5.1. Предмет биологии и ее структура
- 5.2. Основные признаки живого
- 5.3. Структурные уровни живого
- 5.4. Клетка, ее строение и функционирование
- 5.5. Химические основы жизни. Генетика
- 5.6. Принципы биологической эволюции
- 5.7. Концепции возникновения жизни на земле
- 5.8. Исторические этапы развития жизни на земле
- Енисей (1,5 млрд. Лет – 1,2 млрд. Лет) Появляются многоклеточные водоросли.
- Часть 6. Человек как феномен природы
- 6.1. Происхождение человека
- 6. 2. Биологическое и социальное в развитии человека
- 6.3. Превращение биосферы в ноосферу
- 6.4. Глобальные проблемы человечества
- Часть 7. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 7.1. Кибернетика и общие проблемы управления
- В сложных динамических системах
- В создании кибернетики принимали участие многие ученые: д. Биглоу, к. Шеннон, и.М. Сеченов, и.П. Павлов, а.М. Ляпунов, а.А. Марков, а.Н. Колмогоров и др.
- Энергия
- 7.2. Синергетика – новое направление междисциплинарных исследований
- 7.3 Характеристики самоорганизующихся систем
- 7.4. Закономерности самоорганизации
- 7.5. Физические модели самоорганизации в экономике
- Персоналии
- Цитатник
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть 1. Логика и методология естественных
- Часть 2. Основные физические концепции...104
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизи-ческие и космологические концепции……..180