1.5. Виды научного знания
Реальный мир можно разделить на три основных сферы: природа, общество и человек. Каждая из этих сфер представляет собой самостоятельный объект изучения и отличается соответствующим для каждой из сфер набором знаний. В зависимости от сферы бытия и от рода изучаемой действительности различают три направления научного знания: естествознание, обществознание и логика. В первое направление включаются знания о природе, под которой понимается весь окружающий человека материальный мир, в том числе и телесная оболочка самого человека; во второе – знания о видах и формах общественной структуры; в третье – знания о человеке как мыслящем существе.
Научные знания о природе объединяются естествознанием. В соответствии с внутренней упорядоченностью в природе естествознание включает в себя физику, механику, биологию, науки о Земле, медицинские науки и др. Естествознание строит свою систему знания, начиная с изучения вещества и его общего строения, движения и взаимодействия, химических элементов и соединений, живой материи и жизни, Земли и космоса. От этих объектов берут начала фундаментальные направления естествознания.
Объектом физических знаний являются тела и их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Химические знания отражают химические элементы, их свойства, превращения и соединения. Они имеют много точек соприкосновения с физическими. Биологические знания охватывают живые формы существования материи. Своим предметом они имеют клетку и ее производные. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических соединениях, движениях и изменениях. На стыке этих знаний возникают самостоятельные интегрированные дисциплины: биофизика, биохимия и др. Предметом геологических знаний является Земля как планета, ее строение и развитие. В рамках геологических знаний решается большой круг задач, отличающихся большим разнообразием исследуемых объектов. В результате некоторые отрасли геологии обособились в самостоятельные научные дисциплины: минералогия, геотектоника, петрография и т.д. На стыке с другими группами знаний возникли геохимия, геофизика, палеонтология и т.д. Космологические знания изучают Вселенную как целое, состояние и изменение космических объектов.
Обществознание изучает общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Научные знания об обществе можно сгруппировать по трем направлениям: социологические, экономические и правовые знания.
Предметом социологических знаний является общество как целое. Они изучают его структуру, элементы, связи, взаимодействия, общественные процессы.
Экономические знания отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение. Они раскрывают строение и законы, регулирующие трудовые процессы и управляющие экономическими отношениями и системами, научно обосновывают хозяйственную деятельность общества. Экономические процессы обусловливают функционирование всех общественных систем.
Государственно-правовые знания имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах. В эти системы входит и государство.
Научные знания о человеке и мышлении (логика) своим объектом имеют человека как высший продукт природы, человеческую интеллектуальную деятельность. В данном направлении человек рассматривается как мыслящее существо, что отличает его от животных. Изучается психика, высшая нервная деятельность человека.
Наука имеет сложную иерархическую структуру, которая с каждым годом усложняется. Так, естествознание включает в себя науки о Земле. Следующий иерархический уровень содержит более узкие области знания: геология, океанология, горные науки, физика атмосферы и др. На следующем иерархическом уровне происходит дробление областей знания в связи с конкретизацией рассматриваемых вопросов, например в геологии: общая тектоника и геодинамика, тектоника континентов и дна океанов, стратиграфия, литология, петрология магматических пород.
- Федеральное агентство по образованию
- Брянский государственный технический университет
- В.И.Попков
- Концепции современного естествознания
- Введение
- Часть 1. Логика и методология естественных наук
- 1.1.Предмет естествознания
- 1.2. Культура и наука
- 1.3. Научная картина мира
- 1.4. Связь науки с другими компонентами культуры
- 1.5. Виды научного знания
- 1.6. Проблема культур в науке
- 1.7. Материя и движение
- 1.8. Пространство и время
- 1.9. Материальное единство мира
- 1.10. Характерные черты науки
- 1.11. Мышление
- 1.12. Структура научного познания
- 1.13. Методы научного познания
- 1.13.1. Философские методы
- 1.13.2. Общенаучные методы
- 1.13.2.1.Эмпирические методы исследования
- 1.13.2.2. Методы теоретического познания
- 1.13.2.3. Общелогические методы и приемы
- 1.13.2.4. Математика – универсальный язык естествознания
- 1.13.3 .Прочие методы
- 1.14. Гипотеза и теория
- 1.15. Критерии научного знания
- 1.16. Модели развития науки
- 1.17. Дифференциация и интеграция в науке
- 1.18. Принципы организации современного естествознания. Системный метод в современном естествознании
- 1.19. Особенности современной научной картины мира
- Часть 2. Основные физические концепции
- 2.1. Концепция детерминизма в классическом естествознании
- 2.1.1. Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа
- 2.1.2. Идеализированные представления о пространстве, времени и состоянии в классической механике
- 2.1.3. Связь законов сохранения с фундаментальной симметрией пространства и времени.
- 2.2.2. Континуальный подход в механике сплошных сред
- 2.2.3. Концепция близкодействия и материальные физические поля
- 2.2.4. Классические представления о природе света
- 2.2.5. Апофеоз классического естествознания
- 2.3. Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании
- 2.3.1. Пространство и время в античной натурфилософии
- 2.3.2. Абсолютное пространство и абсолютное время в классическом естествознании
- 2.3.3. Уравнения Максвелла и концепция абсолютно неподвижного эфира
- 2.3.4. Элементы специальной и общей теории относительности
- 2.3.4.1.Постулаты Эйнштейна
- 2.3.4.2. Преобразования Лоренца
- 2.3.4.3. Следствия из преобразований Лоренца
- 1.Одновременность событий в разных системах отсчета
- 2. Длина тел в разных системах отсчета
- 3. Длительность событий в разных системах отсчета
- 4. Закон сложения скоростей в релятивистской механике
- 2.3.4.4. Интервал
- 2.3.4.5. Основы релятивистской динамики
- 1. Релятивистский импульс
- 2.Зависимость массы от скорости
- 3. Взаимосвязь массы и энергии
- 4. Энергия связи
- 5. Частицы с нулевой массой покоя
- 2.3.4.6. Четырехмерное пространство-время в общей теории относительности
- 2.3.4.7. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания
- 2.4. Статистические закономерности в приРоде
- 2.4.1. «Стрела времени» и проблема необратимости в естествознании
- 2.4.2. Возникновение статистической механики.
- 2.4.3. Особенности описания состояний в статистических теориях.
- 2.4. 4. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченного в неупорядоченное состояние
- 2.4.5. Гипотеза Томсона и «тепловая смерть» Вселенной.
- 2.5. Микромир и основные концепции неклассического естествознания
- 2.5.1. Зарождение квантовых представлений в физике
- 2.5.2. Особенности неклассического подхода к описанию динамики микрочастиц
- 2.5.3. Квантовая природа агрегатных состояний макроскопических объектов
- 2.6. На пути к единой фундаментальной теории материи
- 2.6.1. Становление субатомной физики
- 2.6.2. Фундаментальные взаимодействия в природе
- 2.6.3. Стандартная модель элементарных частиц
- 2.6.4. На переднем крае физики микромира
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции
- 3.1. Звездная форма бытия космической материи
- 3.2. Эволюция звезд
- 3.3. Современные космологические модели вселенной
- 3.4. Происхождение и развитие вселенной
- 3.5. Солнечная система
- 3.5.1. Солнце
- 3.5.2. Планеты солнечной системы
- 3.5.2.1. Земля
- 3.5.2.2. Луна
- 3.5.2.3. Меркурий
- 3.5.2.4.Венера
- 3.5.2.5. Марс
- 3.5.2.6. Юпитер
- Часть 4. Основные химические концепции
- 4.1. Учение о составе
- 4.2.Структура вещества и химические системы
- 4.3. Учение о химических процессах
- 4.4. Эволюционная химия – высший уровень развития химических знаний
- Часть 5. Биологический уровень организации материи
- 5.1. Предмет биологии и ее структура
- 5.2. Основные признаки живого
- 5.3. Структурные уровни живого
- 5.4. Клетка, ее строение и функционирование
- 5.5. Химические основы жизни. Генетика
- 5.6. Принципы биологической эволюции
- 5.7. Концепции возникновения жизни на земле
- 5.8. Исторические этапы развития жизни на земле
- Енисей (1,5 млрд. Лет – 1,2 млрд. Лет) Появляются многоклеточные водоросли.
- Часть 6. Человек как феномен природы
- 6.1. Происхождение человека
- 6. 2. Биологическое и социальное в развитии человека
- 6.3. Превращение биосферы в ноосферу
- 6.4. Глобальные проблемы человечества
- Часть 7. Самоорганизация в живой и неживой природе
- 7.1. Кибернетика и общие проблемы управления
- В сложных динамических системах
- В создании кибернетики принимали участие многие ученые: д. Биглоу, к. Шеннон, и.М. Сеченов, и.П. Павлов, а.М. Ляпунов, а.А. Марков, а.Н. Колмогоров и др.
- Энергия
- 7.2. Синергетика – новое направление междисциплинарных исследований
- 7.3 Характеристики самоорганизующихся систем
- 7.4. Закономерности самоорганизации
- 7.5. Физические модели самоорганизации в экономике
- Персоналии
- Цитатник
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Часть 1. Логика и методология естественных
- Часть 2. Основные физические концепции...104
- Часть 3. Мегамир: современные астрофизи-ческие и космологические концепции……..180