logo search
ПОПКОВ В

1.5. Виды научного знания

Реальный мир можно разделить на три основных сферы: природа, общество и человек. Каждая из этих сфер представляет собой самостоятельный объект изучения и отличается соответствующим для каждой из сфер набором знаний. В зависимости от сферы бытия и от рода изучаемой действительности различают три направления научного знания: естествознание, обществознание и логика. В первое направление включаются знания о природе, под которой понимается весь окружающий человека материальный мир, в том числе и телесная оболочка самого человека; во второе – знания о видах и формах общественной структуры; в третье – знания о человеке как мыслящем существе.

Научные знания о природе объединяются естествознанием. В соответствии с внутренней упорядоченностью в природе естествознание включает в себя физику, механику, биологию, науки о Земле, медицинские науки и др. Естествознание строит свою систему знания, начиная с изучения вещества и его общего строения, движения и взаимодействия, химических элементов и соединений, живой материи и жизни, Земли и космоса. От этих объектов берут начала фундаментальные направления естествознания.

Объектом физических знаний являются тела и их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Химические знания отражают химические элементы, их свойства, превращения и соединения. Они имеют много точек соприкосновения с физическими. Биологические знания охватывают живые формы существования материи. Своим предметом они имеют клетку и ее производные. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических соединениях, движениях и изменениях. На стыке этих знаний возникают самостоятельные интегрированные дисциплины: биофизика, биохимия и др. Предметом геологических знаний является Земля как планета, ее строение и развитие. В рамках геологических знаний решается большой круг задач, отличающихся большим разнообразием исследуемых объектов. В результате некоторые отрасли геологии обособились в самостоятельные научные дисциплины: минералогия, геотектоника, петрография и т.д. На стыке с другими группами знаний возникли геохимия, геофизика, палеонтология и т.д. Космологические знания изучают Вселенную как целое, состояние и изменение космических объектов.

Обществознание изучает общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Научные знания об обществе можно сгруппировать по трем направлениям: социологические, экономические и правовые знания.

Предметом социологических знаний является общество как целое. Они изучают его структуру, элементы, связи, взаимодействия, общественные процессы.

Экономические знания отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение. Они раскрывают строение и законы, регулирующие трудовые процессы и управляющие экономическими отношениями и системами, научно обосновывают хозяйственную деятельность общества. Экономические процессы обусловливают функционирование всех общественных систем.

Государственно-правовые знания имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах. В эти системы входит и государство.

Научные знания о человеке и мышлении (логика) своим объектом имеют человека как высший продукт природы, человеческую интеллектуальную деятельность. В данном направлении человек рассматривается как мыслящее существо, что отличает его от животных. Изучается психика, высшая нервная деятельность человека.

Наука имеет сложную иерархическую структуру, которая с каждым годом усложняется. Так, естествознание включает в себя науки о Земле. Следующий иерархический уровень содержит более узкие области знания: геология, океанология, горные науки, физика атмосферы и др. На следующем иерархическом уровне происходит дробление областей знания в связи с конкретизацией рассматриваемых вопросов, например в геологии: общая тектоника и геодинамика, тектоника континентов и дна океанов, стратиграфия, литология, петрология магматических пород.