logo search
ПОПКОВ В

6.4. Глобальные проблемы человечества

Расцвет индустриального мира в XIX –XX веках нанес сокрушительный удар природной среде, биоте. Сущность мощного давления индустриального и постиндустриального этапов развития цивилизации заключается в невиданных темпах освоения человечеством энергии (пара, электричества, атома) и преобразования вещества. Они оказались разрушительными для окружающей среды.

Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая и атомная техника, продолжающееся ускорение научно-технического прогресса, успехи генной инженерии, успехи науки, позволяющие получать вещества, которые не существуют в природе, – все это усилило антропоцентризм (представление о человеке как о центре Вселенной). Люди стали забывать, что они – часть природы, биологический вид, жизнь которого наряду с социальными факторами определяется и возможностями природных условий, что все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно. « Планета и цивилизация в опасности» – вот один из итогов научно-технического прогресса.

Речь идет об опасности, нависшей над людьми, человечеством, причина которой заключается в нарушении людьми той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение приводит к ухудшению, к деградации тех природных условий, без которых жизнь человечества становится невозможной. В истории человечества наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы. Осмыслению нарастающих угроз в немалой степени способствовала деятельность Римского клуба – неправительственной международной организации, объединившей около 100 ученых, представителей политических и деловых кругов из различных стран мира. Основанная в 1968 г. итальянским общественным деятелем Аурелио Печчеи, эта организация ставила своей задачей углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху научно-технической революции и способствовать привлечению внимания мировой общественности к нарастающему обострению глобальных проблем.

Ученые, входящие в Римский клуб смоделировали развитие мира с учетом роста численности населения, загрязнения человеком окружающей среды, наличием ресурсов, которыми располагает человечество.

Количество пищевых продуктов, объем производства и численности населения экспоненциально растут до тех пор, пока быстрое истощение ресурсов не затормозит промышленного роста. Рост населения постепенно прекращается из-за увеличения смертности вследствие сокращения производства продовольствия и недостаточного медицинского обслуживания.

В 1996 г. соотношение доходов 20% наиболее богатых жителей планеты (золотой миллиард) и 80 % остальных составляло 4,8 раза. Чтобы поднять уровень жизни 80 % населения планеты до уровня 20% наиболее богатых, при нынешних технологиях необходимо увеличить объем потребления ресурсов в 20 раз, а с учетом грядущего удвоения населения к 2030 – 2040 годам – в 40 раз, что нереально, т.к. это привело бы к исчерпанию большей части природных ресурсов. Надеяться на то, что за 30 – 40 лет удастся создать технологии, которые в 40 раз сократят потребление ресурсов и энергии, не приходится. Сегодня налицо тупиковая ситуация. Уровень жизни человека напрямую связан с потреблением природных ресурсов, но лишь до тех пор, пока среда сама восстанавливает свои качества. Как только темпы использования природных ресурсов превысили темпы восстановления качества природной среды, человек, чтобы выжить, должен тратить новые ресурсы и энергию на поддержание качества среды обитания за счет уровня жизни.

Резкое обострение во взаимоотношениях общества и природы за последние десятилетия привели человечество к экологическому кризису. Все возрастающие темпы использования природных ресурсов привели к следующим последствиям:

Растет напряжение в биосфере. Выход из этой ситуации должен искать сам Homo Sapiens, которого породила Природа. Необходимость осмысления и преодоления сложившейся ситуации, поставила экологическую проблему на одно из первых мест в иерархии глобальных проблем современности.

Глобальное измерение, которое приобрела экологическая проблема, обусловлено следующими обстоятельствами:

Глобальные проблемы высветили феномен единства и взаимозависимости современного мира, долгое время игнорировавшийся с позиций «классового подхода», противостояния двух систем, хотя многие ученые и политические деятели, представители общественных организаций подчеркивали планетарное распространение экологического кризиса, взаимосвязанность мировых процессов. Уже в 1945 г. в манифесте Рассела-Эйнштейна звучали призывы к глобальному видению мира, отказ от конфронтации: «…. мы выступаем не как представители того или иного народа, континента и вероучения, а как биологические существа, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под сомнением».

Около 40 лет назад А. Печчеи была разработана концепция «нового гуманизма и человеческой революции», поставившая человека в центр развития. Согласно этой концепции неотъемлемым условием выхода из кризиса должны стать координация усилий и широкое международное сотрудничество всех стран и народов, трансформация системы эгоцентрических государств в единую мировую общность.

В 1974 г. акад. Сахаров писал: «… я глубоко убежден, что нет ни одной важной ключевой проблемы, которая имеет решение в национальном масштабе. Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности… Эти задачи требуют многочисленных затрат, непосильных для отдельных государств. Обобщая сказанное, только в глобальном масштабе возможны разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле, совместимой с продолжением существования человечества».

На проходившем в 1990 г. в Москве Глобальном форуме по проблемам окружающей среды и развития в целях выживания проф. Дэвид Сузуки отметил: «Экологическая опасность и ядерная угроза в равной степени смертоносны для человечества. Разница лишь в том, что угроза ядерной войны – это все еще угроза, а экологический кризис – реальность».

Английский исследователь Л.Дж. Боттон в книге « Загрязненное небо» написал, что возможны два варианта выхода из создавшейся ситуации: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.

Таким образом, эпоха индустриального развития человеческого общества, вне зависимости от общественных форм устройства государств, породила проблему новых взаимоотношений хозяйственной деятельности человека и окружающей его природной среды: темпы экономического развития и использования природных ресурсов должны компенсироваться уровнем восстановления качества биосферы в целом.

Экономика должна удовлетворять нужды и законные желания людей, но ее рост обязан вписываться в пределы экологических возможностей планеты. В отчете ООН «Наше общее будущее» (1987 г.) заявлено: «Человечество способно сделать развитие устойчивым, удовлетворяя нужды настоящего, но при этом не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности в ресурсах и окружающей среде». Именно с этого времени в средствах массовой информации появился термин «устойчивое развитие», под которым понимают такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Документом первостепенной важности, принятом на конференции в Рио-де-Жанейро, явилась Декларация по окружающей среде и развитию. Эта декларация включает 27 рекомендательных принципов, раскрывающих сущность цели движения к устойчивому развитию, соотношение национальных и общечеловеческих интересов, роль государства и различных слоев населения и т.д. Приведем некоторые из них:

Подводя итоги конференции в Рио-де-Жанейро, ее генеральный секретарь Морис Стронг (Канада) подчеркнул: « Мы выживем только все вместе, в противном случае не выживет никто… Нынешняя экономическая система неадекватна реалиям, надо переходить к эко- экономической системе. Надо уважать суверенитет государств, но надо уважать и целостность биосферы, ее неделимость».