logo search
Термодинамика Реальных Процессов

6. Уравнение Вселенной.

Основное уравнение (14) и вытекающие из него равенства (15) справедливы для любой формы явления, в том числе для наисложнейшей, то есть для Вселенной. Следовательно, основное уравнение ОТ вполне можно рассматривать как уравнение Вселенной: в нем заключены все существующие характеристики и связи мира. Именно о таком уравнении в свое время мечтал Лаплас [53, с. 241]. Этой его мечте впоследствии было присвоено наименование мирового уравнения Лапласа. Разумеется, Лаплас имел в виду механический мир.

Из сказанного должно быть ясно, что основное уравнение ОТ, представляющее собой уравнение Вселенной, обладает предельной общностью, эта общность есть естественное следствие монопарадигмы. Более того, можно даже утверждать, что основное уравнение выражает саму парадигму, то есть философские концепции, сформулированные в физических терминах. Объективизм представлен в уравнении веществом и его поведением, которые суть объективная реальность. Согласно тому же уравнению, объективно существует органическая внутренняя однозначная (детерминистская) причинная связь между веществом и его поведением. Как следует из равенств (15), объективно существует органическая внешняя однозначная (детерминистская) причинная связь между всеми явлениями природы, понуждающая последние взаимодействовать, а следовательно, и изменяться (развиваться). Так переплетаются между собой объективизм, детерминизм, необходимость.

Условимся совокупность наиболее существенных для явления характеристик и функциональных связей, объединяющих эти характеристики, именовать законом. Основное уравнение содержит необходимый набор наиболее важных характеристик и соответствующие связи между ними, следовательно, оно в наиболее общем виде выражает основной закон ОТ. Поскольку основное уравнение (основной закон) может быть отнесено ко всей Вселенной, постольку мы вправе говорить о том, что оно заключает в себя идею единства природы и ее законов, идею всеобщей связи явлений.

Идею единства природы и ее законов высказывали философы древности. Впоследствии не раз делались попытки использовать эту идею для обоснования различных физических теорий. Но подобного рода апелляции к единству всего сущего никогда не считались убедительными: древняя идея единства природы носила умозрительный характер не содержала количественных определений и поэтому не могла служить основой для строгого доказательства чего бы то ни было. Теперь к идее единства прямо приводит аппарат ОТ: в нем содержатся прямые доказательства этой идеи. Ниже эти общие идеи получают конкретное количественное выражение.

Мы убедились, что в основное уравнение оказались переплавленными все философские и физические концепции ОТ. Это дает право в дальнейшем при осуществлении анализа Вселенной оперировать только основным уравнением, не забывая, конечно, прокрустово ложе - парадигму ОТ. Благодаря выводу основного уравнения удалось преодолеть важнейший рубеж и встать на новый путь - путь анализа количественных характеристик и связей между ними, то есть законов, содержащихся в этом уравнении. Именно язык количественного анализа в конечном итоге приведет к заветной цели - созданию расчетного аппарата ОТ.

Задача существенно облегчается но той причине, что вместо большого числа характеристик мы теперь вполне можем ограничиться мысленным расчленением только количества вещества (экстенсора N1 ) Вселенной. На первых порах нам даже не потребуется знать функциональные связи между экстенсором и остальными количественными мерами форм явлений, на которые распадается Вселенная.

Нетрудно сообразить, что начальный шаг на пути количественного расчленения Вселенной ограничен очень жесткими рамками. Априори (до опыта) мы можем непосредственно задать экстенсору лишь два крайних значения - самое большое и самое малое. Никакие другие промежуточные значения нам заранее не известны. Однако, несмотря на это, указанный шаг приобретает исключительно важное принципиальное значение: он позволяет выделить и количественно определить две самые примечательные конкретные формы явлений - наисложнейшую и наипростейшую.

Начнем с определения наисложнейшей формы явления, каковой без сомнения служит Вселенная. Для Вселенной практически можно положить N1 = . Из уравнений (14) и (15) следует, и это вполне очевидно, что и все остальные меры тоже равны бесконечности. Таким образом, в целом первая конкретная - наисложнейшая - форма явления характеризуется такими значениями количественных мер:

N1 = , N2 = , N3 = (16) N4 = , N5 = , N6 = , N7 =

Количество вещества Вселенной N1 равно бесконечности, ее структура N2 бесконечно сложна, количество поведения N4 бесконечно велико способов поведения N5 тоже бесконечное множество. Неограниченно велико также и число функциональных связей между количественными мерами, но этот вопрос для нас не существен.

Наисложнейшей форме явления, или Вселенной, отвечает наисложнейшая форма явления взаимодействия. Для нее тоже следует положить

N3 = (16’)

Все остальные меры также равны бесконечности, поэтому для явления взаимодействия можно воспользоваться равенствами (16), если в них каждой мере приписать индекс "в". Равенства (16) и (16') представляют определенный интерес, на них придется еще ссылаться [ТРП, стр.38-40].