1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
Около трех миллионов лет назад наш предок научился делать простейшие орудия быта из камня, кости и дерева и получил титул человек умелый. Начинается формирование культового, мифического мировоззрения человека. Первые культы и обряды появились у древнейших людей 2-3 млн. лет назад. Один из первых обряд захоронений Нельзя держать труп с живым, но надо сохранит близость к предку или дорогому человеку. Бытовало множество обрядов в решении этой сложной проблемы, у каждого племени свои. Древние люди все очеловечивали, животных, явления природы, растения и окружающие их объекты, особенно крупные. Они не выделяли себя из окружающей природы и были ее частью.
Позднее появились тотемы – обожествление животных растений, небесных и земных объектов и поклонение им. Тотем нужно было всячески оберегать и приносить ему жертвы, особенно если это было крупное животное. Тотемы распространены и сейчас в первобытных племенах\. оставшихся на Земле.
Затем появились магии. Магии вредоносная самая древняя, как и лечебная и знахарство. Промысловая магия удачи в охоте и собирательстве, так же была необходимой. Магии и их ритуалы, исполняемые шаманами и колдунами, живы среди некоторых народов Сибири, Забайкалья и других регионов.
Позднее появились культы племенные, родовые земные и небесные, культ матери родительницы и другие. Каждый из этих этапов длился сотни тысяч лет, причем предыдущие этапы были длиннее последующих, наблюдается ускорение в развитии способности и интеллекта человека.
Первые религиозные представления и обряды появились 40-50 тысяч лет назад, в эпоху становления современного человека. Из трёх обстоятельств — божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека — складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме — тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философии, многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления. Вера в сильное существо была необходима нашим предкам для выживания в суровых условиях каменного века. С появлением первых поселений и древних государств наступает эпоха многобожия, известный нам из истории древних государств – Урарту, Шумеры, Египет, Греция, Рим. Начиная с 6 –го века до нашей эры начинают формироваться мировые религии – буддизм, христианство, ислам.
И в 21-ом веке верующий человек сильнее не верующего во многих испытаниях судьбы. В этом суть притягательности религии до наших дней. Содержание мировых религий, их мировоззрение, связь с наукой рассмотрены ниже.
Более 10 тысяч лет назад от охоты и собирательства человек перешел к земледелию и скотоводству. Началось строительство домов, дорог, изготовление металлического оружия и бытовых вещей, одежды, обуви, приготовление пиши, лечение требовало знаний основ механики, математики, свойств материалов, биологии и определенных технологий. Стали накапливаться знания окружающего мира на основе практической деятельности. Настала эпоха эмпирического (опытного) мировоззрения и знаний древних народов. Критерием достоверности знаний служил только опыт, никаких наук и теорий не существовало. Описание знаний и умений выглядело как поварская книга, с конкретным указанием, что когда и как делать. Письменность была делом сложным, и владели ее немногие, а знания и опыт передавались непосредственно от мастера к ученику. Только в 5-6 веке до нашей эры появились теоретические труды в виде философских учений древних греков.
Великой заслугой древнегреческих философов является их прорыв в абстрактное мышление, формулировку общих законов природы. Они стремились вывести частные случаи из общих законов и философских построений. Так зарождалась теоретическое содержание естествознания. За период с 6-го века до н.э до 1-го века нашей эры древнегреческие философы заложили начала естествознания в виде древнегреческой натурфилософии. К сожалению, древнегреческие философы не считали нужным проверять свои теории на опыте и многие их положения оказались не верными или не точными.
В период с 1-го по 15-й век была эпоха многовекового застоя в развитии естествознания. Но развитие производства и новых технологий не прекращалась ни на день. Росла урожайность и продуктивность животноводства, появлялись новые ремесла, фабрики, цеха, металлургические заводы и производство оружия, развивалась торговля. Все это требовало новых знаний математики, механики, свойств материалов, методов их производства и обработки, знаний растениеводства и животноводства. Эти потребности сделали необходимой эпоху возрождения естественных наук.
В период с 15-го и до конца 17 века трудами выдающихся ученых Л.да Винчи, Г. Галилея, Н. Коперника, Р. Декарта, И. Кеплера, Ф.Бекона, И.Ньютона, П,С, Лапласа и других была создана первая научная механистическая картина мира. Она позволила на основе 4-х законов Ньютона решать все задачи механики и рассчитывать любые механические конструкции.
В период с 18-го и до конца 19 века трудами выдающихся ученых М.В. Ломоносовым, Д. Дальтоном, Б. Клайпероном, Л. Больцманом, Д.К. Максвелом, С.Карно, Д.И. Менделеевым и другими была создана тепловая картина мира и молекулярно кинетическая теория вещества. Они основываются на экспериментальных газовых законах связывающих давление, обьем, температуру, массу и молекулярный вес газа. На трех началах термодинамики, уравнениях теплового равновесия и теплообмена. На молекулярно кинетической теории строения вещества, связывающей колебания и скорость движения молекул с агрегатным состоянием вещества, с температурой и давлением. В отличии от четких причинно-следственных законов механики, здесь наблюдаются необратимые процессы, вероятностные и статистические законы. Освоение этой картины мира дало человечеству тепловые машины, без которых жизнь современного человека немыслима, и возможность рассчитывать разнообразные тепловые процессы в природе и в технологиях.
В период с 18-го и до начала 20 века трудами выдающихся ученых была создана электромагнитная картина мира. Среди них; М,В. Ломоносов 1711-1765 гг, Луиджи Гальвани 1737-1798гг., Огюст Кулон 1736-1806гг., Александрио Вольт 1745-1827гг., Андре Ампер 1775-1836гг., Ганс Эрстед 1777-1851гг., Георг Ом 1787-1854гг., Майкл Фарадей 1791-1867гг., Эмиль Ленц 1804-1865гг., Густав Кирхгоф 1824-1887гг., Джеймс Максвелл 1831-1879гг. Генрих Герц 1857-1894гг., Александр Попов 1859-1906гг., Томас Эдисон 1847-1931гг., Макс Планк 1858-1947 гг., Николо Тесла 1856-1943гг, и другие.
В отличии от механистической и тепловой, электромагнитная картина мира включает новое виды материи в виде электрических, магнитных и гравитационных поля, обладающие массой, энергией взаимодействием на малых и больших расстояниях. Наличие положительных и отрицательных электрических зарядов, движение которых создает электрический ток и магнитное поле. Возможность превращения электрической энергии в тепловую и механическую энергию (электронагреватели и электродвигатели) и наоборот, генерирование электрической энергии за счет тепловой и механической энергии. Установлена предельная скорость распространения электромагнитных полей и излучений в вакууме равная 299793 км/сек, что исключает одновременное взаимодействие удаленных объектов. Освоение электромагнитной картины мира дало человечеству самый удобный вид энергии, освещение и электродвигатели, множество электрических приборов без которых жизнь современного человека немыслима.
Современная научная картина мира создана в 20-ом веке и продолжается ее формирование в наступившем 21-ом веке. Трудами выдающихся ученых была создана атомная физика, теория излучений и полей, ядерная физика, теория относительности, квантовая механика, релятивистская астрофизика и все величественное здание современной физики . Среди них; Вельгельм Рентген 1845-1923 гг., Альберт Майкельсон 1852-1931 гг., Антуан Беккерель 1852-1908 гг., Гендрик Лоренц 1853-1928 гг., Макс Планк 1858-1947 гг., Пьер Кюри 1859-1906 гг., Чарльз Вильсон 1869-1959 гг., Эрнест Резерфорд 1871-1937 гг., Альберт Эйнштейн 1879-1955 гг., Абрам Фед. Иоффе 1880-1960 гг., Ганс Гейгер 1882-1945 гг., Нильс Бор 1885-1962 гг., Сергей Ив. Вавилов 1891-1951 гг., Луи де Бройль 1892-1979 гг., Петр Леонид. Капица 1894-1991 гг., Игорь Евген. Тамм 1895-1971 гг., Николай Ник. Семенов 1896-1983 гг., Ирен Жюлио Кюри 1897-1956 гг., Энрико Ферми 1901-1954 гг., Вернер Гейзенберг 1901-1976 гг., Игорь Вас. Курчатов 1903-1960 гг., Лев Давид, Ландау 1908-1968 гг., Короленв С.П. 1907-1966гг., Илья Мих. Франк 1908-1988 гг., Дмитрий Дмит. Иванченко 1904 –1988 гг, Лев Анд. Арцимович 1909-1973 гг., Ник. Генад. Басов 1922-1987 гг. и многие другие.
Среди этих великих имен значительную долю занимают советские ученые. В СССР за короткий срок выросла лучшая в мире школа физиков, математиков, химиков, биологов, авиа и ракетостроителей и других отраслей науки. Более трети мировой науки делалось в нашей стране. Именно потребности социализма, возможности плановой системы и общественной собственности, создали могучую советскую науку, технику и технологии. Ученый в СССР был уважаемым и хорошо оплачиваемым за свой труд. С переходом к рыночной экономике началось систематическое разрушение отечественной науки, она стала не нужна предпринимателям и капиталистам, а государство имеет нищий бюджет, не способный оплачивать развитие науки. Печально, что разрушение научных школ идет необратимо и восстановить их обычно не удается. Пример тому Германия, где была мощная школа физиков, разрушенная Гитлером и войной. Страна восстановлена и заняла достойное место в мире, но нет более школы немецких физиков.
В ХХ –ом веке появились новые научные направления которые коренным образом изменили наши представления об окружающем мире и стали основой новых технологий и техники, Это век великих открытий в физике и астрономии, биологии, химии, кибернетике и информатике. В конце 19-го века началось изучение строения атома, появилась атомная физика и теория электромагнитного излучения. В начале 20-го века создана теория относительности. В 1945 году прогремели первые взрывы атомных бомб, а через несколько лет в СССР появились первые атомные электростанции. Появилось средство для уничтожения нашей цивилизации в ядерной войне и новый мощный источник энергии. В 1946 году в США появилась первая ЭВМ. В 1957 году в СССР запущен первый искусственный спутник, началось освоение космического пространства, Луны и планет. Изучение элементарных частиц, составляющих ядра атомов, создание квантовой механики и кибернетики создали основу для электроники. В семидесятых годах появились первые микрокомпьютеры, как предвестники современных компьютеров пришедших в каждый дом. Созданы мощные средства обработки информации, стало массовым телевидение. Колоссальных успехов достигла астрофизика в изучении эволюции астрономических обьектов, включая новые теории образования Вселенной. С восьмидесятых годов передовые страны стали переходить от индустриального общества к информационному. Компьютерные технологии проникли во все области человеческой деятельности и сильно изменили каждую деятельность. Наука стала непосредственной производительной силой и технологии стали развиваться стремительно.
Благодаря достижениям физики и созданию высокоточных приборов и мощных компьютеров началось быстрое развитие других наук. Химия стала создавать новые вещества и материалы с заданными свойствами. Химизация многих отраслей производства стала прогрессом и бедой для некоторых из них, например сельское хозяйство и производство вредной пищи. С шестидесятых годов на основе биофизики началось изучение генетики и генома человека. Началась эпоха генной инженерии и биотехнологий, которые вместе с нанотехнологиями могут существенно изменить условия жизни человека. В лучшую или худшую сторону все будет зависит от того кто и какие задачи перед ними поставит, как и перед ядерной физикой. Такой же важной для жизни человека являются компьютерные технологии и информационные технологии управления социально экономическими системами, от отдельного человека до всего человечества. Крах СССР, проигравшего информационную войну наглядный тому пример.
Трудами тысячи выдающихся ученых и миллионов научных сотрудников и инженеров всех специальностей, новые открытия появляются каждый год, иногда месяц, а технологические новшества каждый день! Теперь трудно уследить за ними, тем более, что многие технологические новшества, засекречиваются по законам рыночной экономики, как сильное средство конкурентной борьбы, а одностороняя и лживая реклама искажает суть новых достижений и границы их применения. Новые технологии несомненно улучшают нашу жизнь, но их стремительное развитие все больше отделяет человека от природы и грозит многими катастрофами и бедами, в условиях рынка с его жесткой конкуренцией. Мир вступает в эпоху ноосферы, предсказанной академиком В.И Вернадским, где человек должен взять на себя разумное управление земной биосферой. Пока мы очень далеки от разумного использования возможностей природы Земли в интересах большинства человечества. Один из выводов из факта отсутствия сигналов от внеземных цивилизаций, говорит о том, что они не долговечны, и погибли скорее всего от собственных глобальных технологий, типа нашего ядерного оружия.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература