2.2 Древнегреческая натурфилософия
Несомненной заслугой древнегреческих ученых является их прорыв в абстрактное мышление, философию, формулировку общих законов природы. Они стремились вывести частные случаи из общих законов и философских построений. Этим более древние ученые обычно не занимались, а решали конкретные задачи, составляя «поварские книги» как и что, делать конкретно.
Вот имена и заслуги древнегреческих ученых и философов:
Фалес Милетский (625-574 гг. до н.э.).
Обучался в Египте. По длине тени измерил высоту пирамиды, чем привёл в восторг фараона. Он заметил, когда длина тени была равна длине палки, поставленной вертикально, и в этот момент отметил границу тени от пирамиды. Он знал правила триангуляции и мог определить расстояние до кораблей, используя свой угломер.
Пифагор (570-490 гг. до н.э.).
Родом из Сидона. Ввёл в обращение термин «философ», был глубоко религиозен, разделил Вселенную на 3 части: Высший Мир, Низший Мир и Высочайший Мир. Изучение математики, геометрии, музыки. Основатель современной теории чисел, каждый предмет отражает число, сформулировал теорему для прямоугольного треугольника, исследовал свойства многоугольников, звучание струн. Обладал гипнотической властью не только над людьми, но и над животными: он заставлял птиц изменять направление полета, медведя - прекращать набеги на жилища; имел дар второго зрения: способен был видеть вещи на большом удалении и точно описывать события, которые еще не произошли. Знамениты 10 афористических утверждений, ставшие предупреждениями для человека. Считал, что Земля-это центральное ядро, вокруг которого движутся планеты, включая Солнце и Луну; Земля плоская и квадратная. Эти высказывания послужили началом для дальнейших рассуждений о системе мира.
Гиппократ (5 в. до н.э.).
Активно занимался деятельностью в области медицины. Утверждал, что все болезни вызываются естественными причинами. Требовал от врача индивидуального подхода к больному, учёта особенностей, как самого пациента, так и естественной среды его обитания. Основной принцип работы: « Не навреди!»
Сократ (469-398 до н. э.).
Родом из Афин. Считал себя философом «любящим мудрость», принципиальный враг изучения природы, т.е. мир, есть творение «божества», великого и всемогущего. Распространял свои взгляды в беседах и дискуссиях, в них сформировался философский метод Сократа. Его целью было достижение истины обнаружением противоречия в утверждениях противника. Цель учения - помочь людям. «Сократический» метод- источник идеалистической «диалектики». Сократ наметил классификацию государственных форм. Правильной и нравственной он считал аристократию. Систематизатором учений Сократа стал Платон.
Платон (427-347 гг. до н. э.).
Родился в Афинах. Философ, заложил основы объективного идеализма, уделил внимание вопросам метода познания идеи, используя термин «диалектика». Рассматривал бытие во всех его формах, вопрос «иерархизации идей»- идея красоты и добра – одна из самых важных. Познание и достижение этой идеи - вершина познания и свидетельство полноценности жизни. Душа бессмертна, бестелесна; тело подчиняется ей. Платон утверждал «космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он с помощью божественного просвещения». Занимался вопросом государственного строя. Главная причина порчи общества - «господство корыстных интересов». Более совершенным строем считал тимократию - власть честолюбцев. Утверждал, что искусство должно служить религии и укреплению могущества государства.
Демокрит (460- 370 гг. до н. э.).
Ему принадлежит атомистическая система мира, каждая неделимая частица имеет свойства, которые определяют свойства всего вещества. Он построил свою материалистическую картину мира без божественного участия, чем заслужил ненависть церковников, позднее уничтоживших многие его труды.
Евдокс (409-355 гг. до н. э.).
Математик и астроном.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
Родился в Македонии в городе Стагире. Занимался всеми науками: математикой, физикой, биологией, логикой, политикой. Модель Вселенной состоит из концентрических сфер с центром в неподвижной шарообразной Земле. Первая сфера лунная. Всё, что под Луной подчинялось земным законам и подлежало рассмотрению наук. Выше божественный мир, идеальный и совершенный. Физика – основная составляющая науки как до него земля, воздух и эфирные тела. Ум - высшая форма бытия, он управляет миром. Аристотель отождествлял понятия «общество» и «государство». Наилучшей формой государственного строя считал монархию и аристократию. В его метафизике более 400 живых существ, более 100 законодательств. Создатель логики как науки и научного метода. Ученый энциклопедист подвел итоги многих исследований и философских учений и создал учение, которым пользовались люди почти 2000 лет до эпохи возрождения.
Евклид (365- 300 гг. до н. э.).
Родом из Афин. В Александрии работал над 13 томами трактатами по математике, основал геометрию. Создатель аксиоматического метода в геометрии. Основатель геометрии и математики, трудами которого пользуются до настоящего времени.
Архимед (287-212 гг. до н. э.).
Величайший научный деятель, физик (закон механики и гидравлики). Занимался математикой (открыл Пи), геометрией, оптикой. Увлекался астрономией, создал первый движущийся глобус. Великий инженер механик, создавший механизмы, которые не могут сделать современные мастера. Его законы механики далее рассмотрены подробнее, так как имеют широкое применение и в наши дни в виде простейших механизмов.
Аристарх Создатель гелиоцентрической системы мира. Его труды были в забвении почти 2000 лет до открытий Николая Коперника.
Эратосфен (275-195 гг. до н. э.).
Друг Архимеда, занимался исследованием Земли. Вычислил её окружность, изобрёл календарь, который позднее стал Юлианским, его через столетие поправил астроном Созиген, и более чем через 200 лет ввёл в употребление великий император Юлий Цезарь.
Гиппарх (180 -128 гг. до н. э.).
Знаменитый наблюдатель звёздного неба, составил каталог 850 звёзд. Он использовал угломерный инструмент – звёздный посох. Он изобрёл сферическую тригонометрию, вычислил расстояние до Луны – 60 земных радиусов. Закончил основы географии, ввёл понятие широты и долготы на Земном шаре.
Пталемей (100 – 165 гг. н.э.).
Построил теорию движения небесных светил. Расширил каталог Гиппарха до 1022 звёзд. Это была сложная математическая задача. Пришлось ввести до 32 вращающихся по разным направлениям сфер. Он написал книгу « Большое построение», которую арабы назвали Великим построением - Альмагест. Она стала настольной книгой астрономов и мореплавателей, ею пользовался Колумб.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература