Литература.
Селезнев Г.Д. Принципы самоорганизации. Материалы международной конференции «Математика, образование, экология, гендерные проблемы» 26-30 мая 2003 г. т1, ВГУ, г. Воронеж
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. –М. ЭКСМО Пресс 2002, 832 с.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего, М. Наука, 1997.
4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. –М. Изд-во МНЭПУ 1998, 228с.
5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М, Молодая гвардия, 1990, 352 с.
6. Г.В.Смолян Человек и компьютер, М. 1981, 192 с.
Социальная эволюция человека от каменного века до социализма. Учение
В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
Приложение к лекциям Шабанова М.Ф. Лекция №16
16.1 Социальная эволюция Человечества от каменного века до социализма
Переход от использования найденных предметов к изготовлению орудий для обеспечения жизненных потребностей, это рубеж между обезьяной и человеком. Все условия материальной и духовной жизни прошедших поколений человека, есть результат и продукт деятельности предыдущих поколений. Именно эта преемственность обеспечила развитие земной цивилизации. Шло оно через множество локальных и глобальных кризисов и катастроф, с отступлениями, попятными движениями и рывками вперед. Один из первых глобальных для эволюции человека кризисов случился с австралопитеками около 3,5 млн. лет назад. Их выгнали из тропического леса более сильные человекоподобные обезьяны, умирать в саванне от хищников и голода. По мнению Н.Н. Моисеева никто не ожидал, что они выживут и станут нашими предками. Действительно многие из них вымерли, но другие сумели выжить, и нашли новую перспективу развития за счет использования камней и палок как орудий жизнеобеспечения. Это был первый и единственный кризис связанный с экологией, засухой и уменьшением площади лесов, все остальные кризисы по определению Н.Н. Моисеева были технологические.
Второй кризис настал у поздних австралопитеков, когда они начали пользоваться каменным топором. Д. Лики обнаружил на их стоянке большинство скелетов с проломленными черепами. Если раньше драка заканчивалась избиением, то с топором убийством. На этом могла закончится эволюция человека, но на крови многих погибших возник первый социальный закон – «не убий». Жертвами чаще всего были старшие, умеющие делать топоры и другие орудия и передавать свои знания молодым. Начал формироваться коллективный разум, и коллективная память и школа или система «Учитель», как называет ее Н.Н.Моисеев. Без этого развитие человеческого общества не возможно, ни при каких объемах мозга индивидуумов. Пример тому осьминоги, сложность мозга которых близка к человеческой, но они так и остались каннибалами. Вторым важным законом стал запрет кровосмешения, которое приводило к деградации потомства. У каждого стада и племени было много других обоснованных и не обоснованных запретов, но эти были глобальными. Чем больше было обоснованных запретов, тем быстрее стадо превращалось в человеческое племя и покоряло соседние менее развитые племена за счет лучшей организации, дисциплины и оружия. Наиболее сообразительные мужчины становились вожаками племени, имели много жен и детей, что ускоряло прогресс.
Третий глобальный кризис наступил 10-12 тыс. лет назад из-за отставания сознания и системы управления от возможностей технологий. Автор лекций в результате многолетних исследований, обнаружил, что во многих кибернетических системах, система управления отстает от физических возможностей управляемой системы. Особенно это проявляется для человека и общества. Ребенок, научившийся ползать, ползет на край стола или кровати, не понимая, что может разбиться, и поймет это когда упадет и ушибется несколько раз. Очевидно, нельзя научиться управлять какой-либо машиной или технологией, если она не создана, и период освоения новой технологией чреват многими бедами. Появившийся около 100 тыс. лет назад, предок современного человека, по вышеупомянутым причинам стал быстро развиваться. Он изобрел множество орудий для повседневной жизни и в том числе эффективное в его руках метательное оружие в виде копий, лука и стрел. Не задумываясь о последствиях, он начал применять его и скоро перебил не только копытных животных, основу своего питания, но и оставшихся австралопитеков и неандертальцев. Начался, голод, который по оценкам некоторых ученых сократил население Земли в 10 раз! Тупик в эволюции человека казался непреодолимым, а деградация неизбежной. Но наши предки перешли на систему земледелия, а затем и скотоводства, то есть создали искусственный круговорот веществ! Этим мы пользуемся до настоящего времени, расширяя его масштабы. Вслед за этим человек научился производить больше, чем потребляет, Стало возможным использовать труд других людей и присваивать его результаты. Так завершился многотысячелетний каменный век, и наступила эпоха народов и государств с исторически определенным общественным строем.
Сначала объединившиеся племена создавали поселения и города, а затем и первые государства. Началось разделение труда – земледельцы, скотоводы, ремесленники, знать. Сначала вожди и воеводы поселений и городов, как правило, избирались жителями. Затем в процессе укрупнения поселений и образования первых государств, власть, как и имущество, стали передаваться по наследству, появились, цари, фараоны, князья. Человек уже мог производить больше чем потребляет и стали появляться простейшие способы присвоения результатов чужого труда знатью и богатыми гражданами. Так появилась частная собственность – страшнейший враг и бич человечества, ибо реки крови и море страданий многих поколений человечества связаны с борьбой за собственность! Безусловно, борьба за собственность ускоряла эволюцию человека, это был прогресс по сравнению с каменным веком, но жертвы этой борьбы неоправданно велики.
В первых государствах установился рабовладельческий строй, просуществовавший более пяти тысяч лет. Далее мы отсылаем читателя к классическим работам К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина и других марксистов, вскрывших механизм перехода одного общественного строя в другой, как следствие развития производительных сил общества. В последнее время, в связи с кризисом социализма и развалом СССР, эти фундаментальные работы всячески игнорируются и извращаются, но других общих законов развития и смены общественных систем от древних государств до наших дней, вероятно нет. Хотя история Человечества очень разнообразная и многоплановая. Можно придумать множество альтернативных теорий, подбирая и сортируя многие локальные факты и пути развития отдельных народов и стран. Этим и занимались и занимаются модные ныне противники марксизма. Марксизм это классика законов развития общества, а современные общественные науки должны развивать классические и не классические теории, отражающие быструю эволюцию современного общества. Не вникая далее в эту сложную дискуссионную тему, отметим только периоды существования и особенности уже пережитых общественных формаций.
Рабовладельческий строй сменил более прогрессивный феодально-крепостнический строй, просуществовавший почти тысячу лет от 10-го до 20-го. Его реликты сохранились еще в некоторых странах ближнего востока и Африки. Согласно законам марксизма не одновременно и неравномерно шла эта смена по странам и континентам. Труд рабов использовался в такой цивилизованной стране как США до 19-го века. Для этого были вывезены в США миллионы чернокожих рабов из Африки, и значительная часть национального дохода и благополучие американцев, обеспечена их многовековым бесплатным трудом. В нашей стране, как и в некоторых других странах, рабовладельческого строя не было. В русских княжествах и далее в России сразу установился феодально-крепостнический строй. В целом, уже к концу первого тысячелетия производительность труда возросла настолько, что стало не выгодно использовать труд раба не заинтересованного в его результатах. Крепостной крестьянин и наемный рабочий получал часть произведенной продукции или оплату за нее и был заинтересован в результатах труда. Это и обеспечило переход от рабовладельческого строя к феодально-крепостническому. Верховная власть в феодальных государствах принадлежала монархам и князьям, а собственность феодалам, помещикам, потомственным аристократам. Власть и собственность передавались по наследству. Права и свободы крепостного крестьянина и наемного рабочего были сильно ограничены. Его можно было купить, продать или смертельно наказать.
С 16-го века в развитых странах начинается эпоха буржуазно-демократических революций с установлением капиталистического строя. Она продолжается до настоящего времени в странах ближнего востока и Африки. В средние века производительность труда повысилась настолько, что рамки феодально-крепостнической системы стали тормозить развитие производительных сил. К этому времени стали появляться заводы и фабрики, ремесленные артели, где труд стал коллективным. Наряду с животными на тяжелых работах стали использоваться ветряные и водяные мельницы, паровые двигатели. Кроме крестьян появился второй многочисленный класс рабочих. Усовершенствовались методы обогащения за счет присвоения чужого труда. Собственность стала не только передаваться по наследству и аристократическим титулам, но и попадать в руки организаторов производства капиталистов и фабрикантов. Они могли быть выходцами из крестьян и рабочих. Идеалы свободы и равенства всех сословий стали необходимыми под их флагом шли буржуазно-демократические революции. Так неуклонно наступал капитализм, обеспечивающий большую свободу развития производительных и свобод человека. Верховная власть находилась в руках монархов, правительств и парламентов, избираемых из аристократов и богатых людей. Собственность находилась в руках помещиков, капиталистов, фабрикантов и купцов. Капитализм оказался очень живучим, несмотря на множество периодических кризисов.. Благодаря социальным завоеваниям трудящихся, и ограблению колоний, развивающихся и отсталых стран, передовые страны Европы и США обеспечили высокий уровень жизни населения. Это и обеспечивает живучесть капитализма.
В октябре 1917 года рабочие и крестьяне под руководством компартии свергли власть царя, капиталистов, фабрикантов и помещиков и установили социалистический строй. Частная собственность была национализирована и превращена в общественную собственность. На деле началась построение социализма в России. Молодая советская республика выдержала натиск внутренних и внешних врагов в годы гражданской войны 1917-1922тт., что свидетельствует о поддержке советской власти большинством населения. За короткий исторический срок страна была восстановлена, и началось превращение аграрной (лапотной) России в могучую индустриальную державу. Это позволило одержать великую победу над фашизмом в 1941-1945тт, когда против нашей страны была брошена вся мощь индустриальной Европы. Наши союзники Англия и США включились в только в 1944 году, когда уже было ясно, что Советская армия и без их помощи одержит победу. После войны образовался Социалистический лагерь из восточно - Европейских стран, и стран Азии,. Монголии, Китая, Кореи, Вьетнама. Социализм показал явное преимущество перед капитализмом, в развитии экономики, науки и социальной защиты населения. Советский Союз уверенно нагонял США по всем главным показателям.
Однако с 1970 года стали появляться застойные явления в советской экономике. Они были связаны за застоем в руководстве страны, ошибками планирования и безответственностью многих руководителей и исполнителей. Некоторые важные достоинства социализма стали по законам диалектики развития превращаться в недостатки. Социализм создал надежную систему жизнеобеспечения для всего населения, не требующую повседневного напряжения и борьбы за существование. Многим казалось, что эта система незыблема и вечна, можно расслабиться и не развивать далее эту систему. Сказалась и усталость советского народа от войн, восстановления хозяйства, индустриализации страны и гонки пятилеток для вывода страны в космическую державу. Многим хотелось спокойной и обеспеченной жизни. Непрерывно работали западные радиостанции и телецентры, реализуя известную программу шефа ЦРУ США А. Даллеса по информационному разрушению СССР. Сознание советских людей было замутнено многими мифами об отсутствии свобод, и демократии, о сталинских репрессиях и свободной и сытной жизни в Западных странах. Постоянные дефициты, очереди и множество не нужных запретов создавали недовольство и желание перемен. Поэтому перестройка, начатая под руководством М.С. Горбачева в 80-е годы, была встречена положительно. Многие идеи призванные улучшить социализм оказались разрушительными для него и страны в целом и привели к кризису и развалу СССР.
С начала 90-х годов СССР охватил системный кризис – первый кризис социализма за более чем 70 лет. Руководство страны не было готово к нему, считая социализм бескризисной системой, опыта выхода из кризиса социализма ( в отличии от капитализма, где кризисы обычное явление) не было. Нужны были осторожные, продуманные и рассчитанные меры по выходу страны из кризиса. Вместо этого руководство страны начало необдуманные эксперименты и действия. Вопреки воле советского народа высказанной на референдуме о сохранении СССР. Самостийные президенты России, Украины и Белоруссии заключили Беловежское соглашение, приведшее к развалу СССР. Попытки некоторых руководителей Среднеазиатских и кавказских республик удержать СССР от распада не увенчались успехом.
Отечественные средства массовой информации стали пособниками плана А. Даллеса в разрушении СССР и сеяли страх и неуверенность в сознании россиян. Информационная война США и стран НАТО против СССР, вступила в решающую, заключительную стадию. Было инспирировано множество теорий и заключений о недостатках социализма и его не жизнеспособности, распространялась явная ложь под видом научных и аналитических исследований. Таковы мифы академиков П Бунича, И, Шмелева, Белоцерковской и других об убожестве нашего сельского хозяйства и разорительных дотациях на продукты. На самом деле дотации на сельхозпродукты в благодатных для земледелия США и других странах Запада и Японии были в несколько раз больше, а производство продуктов на душу населения не уступало им в суровом российском климате. Много было лжи, что мы плохо питаемся, хотя по потреблению молока, масла, яиц, сахара и других ценных продуктов на душу населения мы превосходили развитые страны Запада, отставая немного в потреблении мяса. Советские люди не экономили на питании и часто при пустых полках домашние холодильники были забиты дефицитными продуктами. Советская торговля действительно была плохой, похожей на закрытый распределитель любого дефицита и намерено создавала этот дефицит. По приглашению стоящих тогда у власти Б. Ельцина, Е. Гайдара, А .Чубайса и других реформаторов, к нам прибыло множество американских и европейских советников, которые начали очень эффективно разрушать нашу плановую экономику. В России заработал по определению академика Н. Моисеева « дьявольский насос», выкачивающий из России в страны Запада материальные и денежные ресурсы, молодых и талантливых людей. Наступил экономический и информационный беспредел, и великая страна была разрушена.
Территория России сократилась до границ допетровских времен. Бюджет по сравнению с советским уменьшился более чем в 60 раз. Со второго места в мире страна переместилась на 15-е, а по некоторым показателям попала в число отстающих стран. Благодаря ваучеризации по А.Чубайсу большая часть общественной собственности была захвачена менее чем 10% граждан, а большая часть россиян лишилась собственности и стала дешевой рабочей силой. Были разрушены надежные советские системы обороноспособности, образования, медицины, социальной защиты, науки и культуры. На них в нищем бюджете не стало денег. Была разрушена советская демократия, когда более 2.5 млн. народных депутатов Советов всех уровней решали все жизненно важные вопросы и контролировали исполнительную власть. В «демократической» России число депутатов сократилось более чем в 10 раз, а исполнительная власть стала главенствующей, распоряжаясь всеми ресурсами. Экономический ущерб от развала страны был в несколько раз больше чем от Отечественной войны 1941-45гг. Население России стало убывать почти по миллиону в год и за годы реформ сократилось почти на 10 млн. человек, что в несколько раз больше чем от сталинских репрессий. Страна отброшена на 150 лет назад, в дикий капитализм, в период перераспределения и накопления капитала. Цена возврата от социализма к капитализму сравнима с результатом поражения в большой войне.
За 20 лет «демократических» реформ по Западному образцу кризис не преодолен. Рухнули мифические планы Б. Ельцина, Г. Явлинского о выходе из кризиса за 500 дней, затем Е Гайдара за 3-4 года. По прежнему работает «дьявольский насос» выкачивая из России ее ресурсы и образованных людей. Цены растут быстрее, чем зарплата, наукоемкое производство продолжает разрушаться, наука, культура, образование и медицина продолжают деградировать, становясь платными и недоступными большинству населения. Квалификация специалистов и рабочих снижается из –за отсутствия работы и налаженного производства. Передача предприятий и собственности в частные руки, вопреки ожиданиям реформаторов не повысила их эффективность. Многие предприятия из производства перешли в торговлю чужими товарами, накручивая и без того высокие цены. Руководство России планировало достижение советского уровня производства в РСФСР 1990 года к 2010, и выходе страны в число передовых Европейских стран, но и к 2012 году уровень 1990 г не достигнут. Вероятно, эти планы очередной пропагандистский миф, судя по фактическим данным перехода от социализма к рыночной экономике в Германии.
После объединения Германии западная часть вкладывает в бывшую ГДР (восточные земли) около 100 млрд. марок, для перехода от социалистической экономики к рыночной. За прошедшие 15 лет вложено уже около триллиона долларов, а рыночная экономика не заработала полностью. Значительное число бывших жителей ГДР считают, что их обманули и они стали жить хуже. В Германии не было пьяницы канцлера и олигархов утаивающих налоги, вложенные деньги не разворовывались и не вывозилось за границу, как в России. Если учесть, что ГДР имела высокоразвитую экономику, а ее территория равна одной области в России, то нам потребуется десятки триллионов долларов для перехода к высокоразвитой рыночной экономике, как в Германии. Никто такие деньги нам не даст, а наоборот постараются вывезти из России десятки и сотни млрд. долларов и огромные ресурсы. Этот факт наглядно показывает, что дорога в высокоразвитые рыночные страны России закрыта.
В соответствии с общими законами развития социальных систем Россия не может вернуться к капитализму, как и к бывшему социализму. Как и в прошедшем веке, нам предстоит прокладывать новый путь социального развития, если не попадем в деградацию и распад, как считают некоторые политологи на Западе, рассматривая Россию как умирающую страну без будущего. По прогнозам видных деятелей оппозиции у России есть будущее и путь в высокоразвитые страны, если она возьмет все лучшее из социализма и рыночной экономики. Это общественная собственность на крупные предприятия, недра и ресурсы земли, транспорт, связь, образование, медицину и другие крупные структуры, мощная система социальной защиты и выравнивание уровня жизни населения. Возврат к планированию крупных национальных проектов, к коллективизму (или соборности), реальному равенству людей, свободе, дружбе народов, братству и товариществу, высокой нравственности, свойственным народам России. Из рыночной экономики можно оставить в частной собственности малые предприятия, сферу услуг, и другие мелкие предприятия с объемом рыночной экономики в несколько раз меньшим чем государственный или общественный сектор. Нужно дать каждому человеку выбор работать на государственных предприятиях или открывать свое дело, развивать дух предприимчивости и новаторства, уважения прав и свобод каждого человека.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература