14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
Кибернетика-наука об управлении, получении, передачи и преобразовании информации. Законы кибернетики распространяются на природные, технические, биологические и общественные системы.
Информация в кибернетике это прежде всего теория управления неисчерпаемым разнообразием систем различной природы. По предложению Н. Винера в теории управления рассматривается только та часть информации которая может использоваться для перспективного ориентирования, планирования, прогнозирования, управления и активных действий системы, для ее выживания, сохранения, развития и совершенствования.
Законы кибернетики и их следствия важные для выживания человека и человечества.
1. Закон единства верного(оптимального) ответа или решения. Каждая задача, проблема, вопрос имеют только одно верное или оптимальное решение, в данных конкретных условиях. Обычно в обществе имеется множество разных ответов на каждый вопрос и каждому кажется, что он прав! Либо многие ошибаются, либо некорректная постановка задачи, неверный учет конкретных условий, иногда - намеренная ложь! Правдивое, верное и точное описание любого явления, процесса, факта, случая - только одно, а ложных описаний и толкований может быть множество! Представьте себе на месте следователя, который пытается правдиво, однозначно (как было на самом деле) описать событие по опросу множество свидетелей, для каждого из которых данное событие затрагивает его жизненные интересы. Вы получите множество правдоподобных, но ложных по существу описаний этого события.
Решение задачи, сложного вопроса всегда можно разложить на множество простых вопросов с ответом ДА или НЕТ! Чем сложнее задача тем больше требуется элементарных вопросов и ответов для ее решения. Стоит только на один из множества элементарных вопросов ответить ДА вместо НЕТ и мы получим уже другое решение. Поэтому сложные проблемы и задачи имеют множество близких решений, но оптимальное только одно. Выбор условий оптимизации определяется целью! Исходя из своих целей система управления, властные структуры, политики, руководство, устанавливает свои условия оптимизации и выбирает оптимальное для него решение! Обычно это решение не оптимально для системы в целом или для большинства людей связанных ее. Так возникает основа для будущих кризисов и конфликтов, приводящих к деградации или разрушению системы! Гениален человек, умеющий находить оптимальные, единственно верные решения, но его часто не замечают, не понимают, наказывают или убивают существующие властные структуры! Коллективный поиск оптимальных решений более надежен и эффективен, но для этого необходимо равенство и равноправие людей.
2.Закон прогрессивного развития сложной системы и разрушение ее при регрессе. Система развивается, если на новом этапе или с течением времени она может решать все свои задачи более эффективно с меньшими затратами времени и ресурсов и осваивает решение все новых задач! В человеческом обществе важно чтобы стратегия развития была понятна людям и не ухудшала их положения. Остановка развития, снижение эффективности системы, сужение круга решаемых задач ведет к разрушению системы. Многие системы разрушаются очень быстро, медленная, постепенная деградация случается редко. История человечества свидетельствует как быстро разрушались общества, страны, цивилизации, существовавшие веками и не сумевшие защитить себя и обеспечить свое развитие в новых условиях! Нельзя двигаться назад в общественном развитии (от социализма к капитализму или от него к феодальному строю) не погубив страну и значительную часть ее населения. Известно множество примеров разрушения более цивилизованных стран диким кочевниками, уничтожавшими существенную часть населения и материальную культуру, для сведения к своему уровню развития. Истории “реформирования” CCCP и России, наглядный пример как можно за несколько лет разрушить созданное веками и превратить могучую державу, с богатейшими ресурсами в нищею страну, с вымирающим населением.
3.Закон обязательности цели(программы) для развития сложной системы. Управление и само существование общества и отдельного человека без цели невозможно и бессмысленно. Если нет явно выраженной цели могут быть скрытые или не осознанные цели. Первоочередная цель каждого человека и общественной системы - ВЫЖИВАНИЕ! Общество должно воспроизвести новое поколение и оставить ему Землю пригодную для жизни и развития. В нынешних условиях, приближения человечества к роковой черте, это СВЕРХСЛОЖНАЯ ЗАДАЧА, НЕ ТЕРПЯЩАЯ ОТЛОГАТЕЛЬСТВ С развитием производительных сил и технологий, способных уничтожить условия существования человека на Земле, проблема выживания все более смещается от выживания отдельного человека, племени, рода, страны, к выживанию всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА! Мы еще не приступили к решению этой ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ! Чтобы ВЫЖИТЬ, ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ОТВЕЧАТ ЗА ВСЕ ЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ, ПРЕДВИДЕТЬ, РАССЧИТЫВАТЬ, ПЛАНИРОВАТЬ, УПРАВЛЯТЬ!
4.Закон обратной связи - гибкая реакция управляющей системы на сопротивление внешней среды или частей самой системы управляющим воздействиям. В технических системах это регуляторы, не дающие системе пойти в разнос и поддерживающие определенный (безопасный) режим ее работы. Жизнь и управление обществом не может быть устойчивым без обратной связи, выражаемой как ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ ВЛАСТИ НАРОДОМ! Атрибуты обратной связи в обществе - ответственность каждого за содеянное, паритет прав и обязанностей, одинаковая оплата за равный труд и одинаковое наказание за одинаковые преступления. Президент головой должен отвечать за свои ошибки, так как они ухудшают жизнь миллионам людей. Чем больше прав, тем больше обязанностей и жесткий спрос за малейшую ошибку! Не наказуемых ошибок в жизни не бывает. Если Ваша ошибка привела к небольшой неприятности для множества зависящих от Вас людей, то это должно стать концом Вашей карьеры, а иногда и жизни! Бесконтрольность и безответственность перед народом президентов СССР и России и их властного окружения, привела к наблюдаемым печальным последствиям для большинства населения страны. Одинаковая оплата за равный труд не позволила бы ловким дельцам, бизнесменам и предпринимателям наживаться за счет эксплуатации других людей. Одинаковые наказания за одинаковые преступления не позволил бы кучке приватизаторов и дельцов нажить многомиллионные состояния, украв их у остальной части населения, и при этом находится у власти, а не в тюрьме!
5.Недопустимо вводить в систему ложную информацию, так как это вызывает неадекватную реальным условиям реакцию системы и ее разрушение. Внушение человеку ложной информации приводит к непониманию им реальной ситуации, чреватой многими бедами или его гибелью. Это опаснее заражения человека вирусами трудноизлечимых болезней! Еще опаснее "промывание" мозгов целому обществу с помощью телевидения, радио и печати, обман его предвыборными обещаниями, замалчивание негативных для существующей власти действительности, что может привести и много раз приводило к тысячам и миллионам человеческих жертв. Удивительно, что это не нашло четкого отражения в законодательстве даже самых ин форматизированных стран! Как и необходимость равноправия всех людей в получении правдивой информации от системы управления, начиная с президента! В результате большинство людей не владеют реальной ситуацией, даже в пределах своих жизненных интересов и становятся жертвами обмана и самообмана! С широким внедрением информационных технологий правило - КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ ТОТ ВЛАДЕЕТ СИТУАЦИЕЙ становится важнейшим ЗАКОНОМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА! ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАМЕНЯЮТСЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ, СПОСОБНЫМИ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ТАК ОДУРАЧИТ НАРОД, ЧТО ОН ПЕРЕСТАЕТ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ РАЗРУШЕНИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ, СВОЕЙ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И НАЧИНАЕТ ВЫМИРАТЬ!
Средства массовой информации должны быть под жесточайшим контролем народа и не распространять информацию, мешающую выживанию человека, страны и человечества. Свободное распространение информации мешающей выживанию, равносильно применению средств массового поражения людей и должно караться соответствующим образом.
6.Закон приоритетности общесистемных целей, законов, задач и правил поведения над целями, законами, задачами и правилами поведения для частей системы. Если части системы начинают ставить свои интересы и установки выше общесистемных то вся система разваливается, а с ней обычно погибают и составляющие системы, жаждавшие самостоятельности. Примеры тому раковые клетки в живом организме, которые живут по своим законам, отравляют весь организм и гибнут вместе с ним. В обществе или стране это "парад суверенитетов" регионов, приводящий к хаосу или развалу страны как единой системы и бедственному положению самих регионов. Недопустимо и очень опасно когда меньшая часть населения ставит свои интересы выше интересов большей части общества. Так страны "золотого пояса" (США, Западная Европа) с населением около 5% от населения Земли и употребляющие около 40% ресурсов Земли рискуют вызвать и уже вызывают недовольство 95% Человечества, что чревато их гибелью или гибелью всего Человечества! Но они не спешат пока использовать забираемые ими ресурсы в интересах всего Человечества, считая свое процветание, на фоне бедственного положения остальных стран, более важным. Аналогично "новые русские" спешат обогатиться за счет обнищания 90% населения, считая свое благополучие выше интересов народа и страны.
7.Закон возрастающей угрозы существованию цивилизации на Земле с развитием производительных сил и новых глобальных технологий и ростом влияния одного человека на судьбу всей Земли. Сейчас на Земле уже сотни человек имеют доступ к ядерному оружию и способны намерено, или сходя с ума, начать ядерную войну, которая сделает Землю непригодной для жизни человека. Кроме ядерной, возможна, экологическая и другие катастрофы от зловредного или неумелого использования современных производительных сил и технологий. Становится ясно, что не истощение ресурсов Земли и недостаток жизненного пространства грозит Человечеству, с этим успешно справятся существующие и новые технологии. Но сами могучие технологии, уничтожат Человечество по злому умыслу одного из землян, или по неосторожному обращению с ними! ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА с ростом числа людей, допущенных к опасным для ЖИЗНИ технологиям, с каждым днем уменьшается и БЫСТРО СТРЕМИТЬСЯ К НУЛЮ!
Не случайно многие выдающиеся ученые в том числе отцы Кибернетики К.Шенон, Н.Виннер предвидели трагический конец нашей цивилизации. Видимо они трезво просчитали вышеупомянутые и неупомянутые вероятности и пришли к такому убийственному для нас выводу! Вероятно поэтому мы не обнаружили пока Внеземных цивилизаций, хотя должны существовать развитые цивилизации, управляющие всей энергией своего Солнца и заметные на сотни миллионов световых лет вокруг, как мощные маяки в радио и оптическом диапазоне. Один из первых руководителей программы поиска цивилизаций академик И.С.Шкловский признал, что, вероятно, разумная жизнь тупиковое (самоубийственное) направление эволюции Вселенной. Самая вероятная причина гибели высокоразвитых цивилизации, это их собственные могучие технологии!
8.Закон отставания развития системы управления от физических и технических возможностей управляемой системы. Прежде чем учиться управлять какой либо системой надо ее иметь или построить. На первом этапе освоения управления новой системой выполняются лишь самые поверхностные функции, до умелого, осмысленного и эффективного и безопасного управления сложной системой проходит значительный промежуток времени. Простейший пример, ребенок едва научившийся ползать на подоконнике высокого этажа. Он уже умеет передвигаться, но не понимает, что может убиться достигнув края подоконника и с улыбкой поползет навстречу солнцу за окном и не станет человека, если родители не остановят. Все революции в истории человечества, часто весьма кровопролитные, возникали из-за несоответствия старой системы управления выросшим производительным силам, новым технологиям и новому мышлению. Человечество с ростом производительных сил и новых глобальных технологий становится все более похоже на ползущего несмышленого ребенка на краю пропасти и пока оно поймет все опасности новой технологии может погибнуть. Спасти может только всемогущий Бог, существование которого наукой пока не доказано.
9. Закон неизбежности кризисов для синергетических систем и прежде всего для человека и общественных систем. Человек и общественная система периодически приходит к кризисной точке своего развития. Далее, либо продолжается траектория развития на более высокой ступени, если кризис преодолевается системой, либо система разрушается. Самый наглядный пример это разрушение социалистического строя и СССР от первого кризиса социализма (капитализм пережил много кризисов). Руководство СССР считало, что социализм не будет иметь кризисов в своем развитии, но он наступил, и мы не были готовы к его преодолению.
Природа не знает что такое хорошо или плохо для человека, она существует и управляется известными и пока не известными нам законами кибернетики, физики, химии, математики, биологии, социологии и других наук. Она не знает жалости и беспощадно наказывает за нарушение этих законов!
Имеются и другие очень важные для нашей жизни и недалекого будущего законы кибернетики, но мы не имеем более времени, даже на их краткое и поверхностное изложение. Вышеописанные примеры показывают, как важны приложения законов кибернетики к различным сторонам нашей жизни.
Шабанов М.Ф. Компьютерные технологии в производственных, технологических и социально-экономических процессах . г.Воронеж. Изд-во ВГПУ, 2005, 118с.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., Наука, 1994
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. –М. Изд-во МНЭПУ 1998, 228с.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература