Аксиомы
Точка, линия, угол – а, радиус кривизны -R
Рис. 8 Аксиоматические элементы, точка, линия, угол – а, радиус кривизны –R и фигуры, полученные наложением, пересечением и вращением аксиоматических элементов.
Количественные характеристики объектов отражаются числовыми данными, представленными в какой либо системе счисления. Система счисления определяет форму записи количественной информации. Системы счисления бывают позиционными и не позиционными как римская система. В позиционной системе значение цифрового знака зависит от его положения в записи числа. Запись чисел ведется по разрядной сетке. Наиболее известна десятичная система с ее разрядами, единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Система счисления с разрядной сеткой может быть двоичной, троичной, четверичной, восьмеричной, десятичной, шестнадцатеричной и с каким угодно основанием. Название системы счисления определяется ее основанием. Двоичная – 2, троичная – 3, десятичная – 10, шестнадцатеричная – 16 и т.д.
Во всех системах законы математики и результаты вычислений неизменны, меняется только вид записи чисел.
Согласно правилам построения разрядной сетки в первом разряде значение стоящей в нем цифры умножается на основание в нулевой степени, во втором разряде на основание в первой степени (это будет само основание), в третьем разряде на основание во второй степени и так далее. В таблице приведены эти цифры для трех разрядов нескольких систем счисления. Поскольку любое число в нулевой степени по определению равно единице, то это разряд единиц во всех системах. Однако в этом разряде может стоять только 0 или 1 в двоичной, 0,1,2 – в троичной, любая цифра от 0 до 9 в десятичной системе и от 0 до 15 (F) в шестнадцатеричной. Во втором разряде имеем те же числа как в 1-ом разряде умноженные на основание в первой степени. Это будет 2 в двоичной, 3 в троичной, 8 в восьмеричной, 10 в десятичной и 16 в шестнадцатеричной. В третьем разряде тоже умножается на вторую степень основания (см. таблицу 1).
Т А Б Л И Ц А 1
Название системы | Знаки 1-го разряда | Значение чисел 2-го разряда | Значение чисел 3-го разряда | Запись числа 21 | |
Двоичная | 0,1 | (0,1)*2^1 | (0,1)*2^2 | 10101 | |
Троичная | 0,1,2 | (0..2)*3^1 | (0..2)*3^2 | 210=2*3^2+1*3^1+0*3^0 | |
Восьмеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7 | (0..7)*8^1 | (0..7)*8^2 | 25=2*8^1+5*8^0 | |
Десятичная | 0,1..9 | (0..9)*10^1 | (0..9)*10^2 | 21=2*10^1+1*10^0 | |
Шестнадцатеричная | 0..9,A,B,C,D,E,F | (0..F)*16^1 | (0..F)*16^2 | 15=1*16^1+5*16^0 |
Отметим, что в таблице 1 мы отмечали умножение звездочкой, а возведение в степень стрелкой вверх. В последнем столбце дана запись числа 21 в каждой системе. Причем она развернута начиная с троичной системы. Развернем для примера число 234 в привычной нам десятичной системе.
234= 2*10^2+3*10^1+4*10^0 = 2*100 + 3*10 + 4*1 = 200+30+4 = 234;
Развернем теперь двоичное число 10101 и убедимся, что это 21.
10101=1*2^4+0*2^3+1*2^2+0*2^1+1*2^0= 1*16+0*8+1*4+0*2+1*1=16+4+1=21
После этих примеров посмотрите запись числа 21 во всех системах, и станет понятно, как записать любое число в любой системе, подбирая цифры в каждом разряде. Конечно, для преобразования чисел из одной системы в другую есть более удобные алгоритмы. Для нас важно понять принципы этого преобразования.
На ЭВМ используется двоичная система, которая более удобна для вычислений в электронных схемах. Требуется всего один сигнал для представления 1, а цифру 0 можно представить отсутствием сигнала. В привычной нам, десятичной системе требуется девять сигналов для представления цифр от 1 до 9, что снижает надежность ЭВМ, работающей в десятичной системе, и усложняет вычисления, с таким большим набором сигналов.
Одно из величайших достижений человека 20-го века состоит в том, что он сумел описать весь многообразный, красочный, шумящий и быстроменяющийся мир с помощью простейшего алфавита из 2-х символов, 0 и 1 в двоичной системе. В этой системе на ЭВМ обрабатываются тексты, изображения, звуки, создаются красочные виртуальные миры, Решаются разнообразные задачи и проблемы Человечества.
Развитие математики часто определяется потребностями других наук и технологий в количественном, кратком и четком описании. Так потребности физики заставили Ньютона, а позднее Лейбница разработать дифференциальное и интегральное исчисление, описанное ниже. Теперь оно получило дальнейшее развитие и используется во всех естественных и гуманитарных науках. Появление ЭВМ вызвало быстрое развитие новых разделов математики, таких как дискретная математика, алгоритмизация, программирование, теория автоматов и других. Решение задач в математике сводится к преобразованию информации из одной формы представления в другую, по строго определенным правилам и алгоритмам. С развитием ЭВМ средства представления и преобразования информации получили большое развитие. ЭВМ решает многие задачи и обрабатывает информацию в миллионы раз быстрее, чем человек. Одна из проблем завтрашнего дня состоит в том, что ЭВМ становится умнее человека и может управлять им, что смертельно опасно для Человечества.
Дифференциальная форма формул Ньютона
Мгновенные значения. V =lim S /t ( при t0) = dS/dt;
a = dV/dt = dS/dt; F = m *dV/dt
Интегральные формулы для пути –S, скорости-V, импульса –P, работы -A.
S =V dt; V =a dt; P =F dt; A =F ds;
Формулы для дифференцирования и интегрирования.
Производная суммы разности двух функций (f1(x) +-f2(x))’ = f1’(x) +-f2’(x)
произведения (f1(x) * f2(x))’ = f1’(x) * f2(x) + f1(x) * f2’(x))
деления (f1(x) / f2(x))’ = (f1’(x) * f2(x) - f1(x) * f2’(x))/ f2(x)
Интеграл суммы и разности двух функций f1(x) +-f2(x) dx =
=f1(x) dx+-f2(x) dx +c.Интеграл произведения и частного двух функций не равен произведению или частному их интегралов. Это следует из вышеприведенных формул для производной и самого определения интеграла и производной, согласно которому:
df(x) dx = f(x) Дифференциал интеграла равен под интегральной функции или операции дифференцирования и интегрирования взаимно сокращаются,
df(x) = f(x) +c Здесь тоже взаимно сокращение, с точностью до константы с.
Ниже приведена таблица производных и интегралов часто используемых функций.
Таблица 2 Часто используемые в физике производные и интегралы.
ФУНКЦИЯ | ПРОИЗВОДНАЯ | ИНТЕГРАЛ |
а (константа) | 0 | ах |
х | 1 | х/2 |
х | nx | x/(n+1) |
1/x | -1/x | ln IxI |
1/x | -n/x | -1/(-n+1)(x) |
-1/ | n /(n+1) | |
e | e | e |
a | aln a | aln a |
ln x | 1/x | x ln x -x |
logx | 1/x ln a | (x ln x –x) ln a |
sin x | cos x | -cos x |
cos x | -sin x | Sin x |
Tg x | 1/cosx | -ln Icos xI |
Ctg x | -1/sinx | ln Isin xI |
Дальнейшее развитие всех наук ведет к более полному применению в них математических методов и ЭВМ, что в свою очередь приводит к появлению новых разделов математики и развитию вычислительной техники.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература