1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
Целями освоения дисциплин ЕНКМ и КСЕ являются: формирование у студентов научного мышления и материалистического мировоззрения, целостного представления о материальном мире, его фундаментальных закономерностях и принципах. Формирование ясного представления о естественнонаучной картине мира путем изучения и понимания сущности конечного числа фундаментальных законов природы, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии, информатики, геологии и других наук. Осознание глобальных проблем современного человека и земной цивилизации в связи с ускоряющимся развитием естественных наук и новых глобальных технологий.
В результате изучения курса студент должен знать важнейшие законы, принципы и формулы, уметь провести простые расчеты по прямому применению формул. Представлять историю развития естествознания и современную естественнонаучную картину мира. Иметь представление о современном состоянии естественных наук и глобальных проблемах современного человека и земной цивилизации на этапе перехода биосферы в ноосферу.
Главной задачей является обеспечение будущему специалисту фундаментальной подготовки, позволяющей самостоятельно анализировать научную и техническую информацию, необходимую для решения профессиональных задач.
Основным содержанием курса должны быть фундаментальные законы естествознания, в их строгой формулировке. Недопустимо сводить курс ЕНКМ к одной из наук, которую хорошо знает преподаватель, и формировать однобокую картину естествознания. Требуются глубокие знания физики для представления механистической, тепловой, электромагнитной, астрономической и современной физической картины мира. Именно физика с ее разделами химфизики, биофизики, геофизики, астрофизики, атомной и ядерной физики, теорией относительности и квантовой механики с физическими основами современных технологий составляют основу курса. Революционные изменения идут в биологии. Генетика и биотехнологии могут существенно изменить условия жизни для населения Земли. Нетрадиционные разделы естествознания – системы и общесистемные законы для них, законы кибернетики для социально-экономических систем, законы синергетики и методы информационного управления человеком и общественными системами имеют важное значение для современного человека. Они должны быть понятно и полно представлены в целостной естественнонаучной картине мира.
Новый стандарт предписывает компетентностную модель образования. По определению ФГОС ВПО компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области и является новой нормой качества образования. Компонентами данной модели являются знания, умения, навыки, и опыт их использования на практике. Общекультурные компетенции (ОК) различны для каждого направления подготовки, а прфессиональные компетенции (ПК) и специальные (СК) – для каждой специализации. Поэтому для каждой специализации нужно разрабатывать новый курс, формирующий эти компетенции.
Автор совместно с профессором Зеленевым В.М. и доцентом Кустовым А.И. в ВГПУ разработали новые учебные программы по естественнонаучной картине мира (ЕНКМ), и концепции современного естествознания (КСЕ) для естественнонаучных и гуманитарных факультетов по направлению подготовки «Педагогическое образование». По направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должны быть сформированы следующие компетенции:
Общекультурные – ОК
ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ;
ОК-2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы ;
ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и эмпирического исследования.
Профессиональные – ПК
ПК-4 – способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. По каждой специальности этого направления добавляться еще специальные компетенции.
Решение выше поставленных задач курса рассчитано на 72 часа аудиторной подготовки и 72 часа самостоятельной работы студента. За 36 аудиторных и 36 часов самостоятельной работы, как отводится в некоторых учебных планах, нельзя сформировать цельную картину естествознания, студент успевает усвоить только мозаику этой картины.
Предлагаемый курс лекций рассчитан на безусловное выполнение стандарта и более полное изучение законов природы в физике, биологии, химии, геофизике, астрономии, кибернетики в информационном управлении человеком и общественными структурами. Коренные отличие данного курса КСЕ состоит в том, что в лекциях широко применяется математический подход к описанию законов и закономерностей. Вместо длинных философских рассуждений о законе мы приводим формулу для него, тщательно разъясняя студентам значение всех переменных в формуле, значения важнейших мировых констант и единиц измерения. Даем словесную формулировку закона и требуем от студента умения сформулировать словесную формулировку по написанной формуле. Учим студента использованию формулы в решении простейших задач по применению изучаемых законов. Такой конструктивный («физикалистский « по меткому определению академика Н.Н.Моисеева) подход требует от преподавателя более глубоких знаний законов естествознания и умения решать задачи по их практическому применения. Курс становится более сложным для освоения студентов гуманитариев, для которых математика и физика всегда казались трудными и непонятными. Им приходится более напряженно работать в семестре, разбираясь в сути законов, а не зубрить готовые словесные определения. Конечно, мы даем законы и формулы, редко выходящие за рамки требований Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по окончанию средней школы, но более широко и полно, как требуется человеку с высшим гуманитарным образованием. Таким образом, мы повышаем уровень знаний по естественным наукам, для будущих специалистов гуманитариев. Ведь все высшее образование по естествознанию, как правило, заканчивается курсом ЕНКМ. Для студентов естественных факультетов курс ЕНКМ завершает формирование целостной научной картины мира.
Многолетний опыт чтения курса показал его эффективность. Оказывается, даже студенты с гуманитарным мышлением запоминают формулы лучше, чем словесные формулировки. Особенно если они применяли их для решения практических задач. Ведь формулы короче словесных формулировок и позволяют непосредственно решать задачи. В то время как заученная словесная формулировка не обеспечивает решение простейших задач и быстро забывается. Такой метод открывает многим студента дорогу к естественным наукам, после многолетнего непонимания их в школе. Известное правило изучения естественных наук «Примеры, часто полезнее правил в изучении естественных наук» хорошо подтверждается нашим курсом.
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература