8.2 Свойства и значение информации
ИНФОРМАЦИЯ является фундаментальной составляющей окружающего мира, как четыре основных составляющих - ПРОСТРАНСТВО, МАТЕРИЯ, ЭНЕРГИЯ и ВРЕМЯ. Из множества известных определений нам кажется самым удачным следующее.
ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛОВ И ЗНАКОВ.
Мы живем в океане информации. Среда обитания обрушивает на нас тысячи миллиардов байт информации в секунду! Так Солнце посылает на каждый квадратный сантиметр нашего тела ежесекундно сотни миллиардов квантов излучения от километровых радиоволн до жестких рентгеновских лучей! Каждый квант несет информацию о химическом составе, температуре, лучевой скорости, местоположении и физической природе источника излучения. На нас обрушиваются потоки элементарных частиц (солнечный ветер), атомов, молекул, пылинок и песчинок окружающей материи, каждая из которых несет свою информацию о мире. Мы погружены в меняющиеся электрические, магнитные и гравитационные поля, имеющие сложную (во многом не познанную) информационную структуру. Мы регистрируем изображения различной природы, звуки всех частот от инфра до ультра, разнообразные запахи. Нервные клетки человека, особенно его мозга, обрабатывают миллиарды бит информации в секунду, обеспечивая наше существование!
Многообразны формы представления информации, такие как изображения, звуки, тексты, электромагнитное излучение и сигналы, меняющиеся физические поля, потоки частиц, мыслительные образы, запахи, вкусовые ощущения и др.
Информация объективная субстанция, ибо информационное отражение внешнего мира существует всегда, независимо от субъектов, которые могут воспринимать это отражение различным образом.
Всякая материальная среда, физическое воздействие и процесс имеют свое информационное отражение, информационную среду и модель. Невидимки есть только в сказках. Всякое материальное тело или процесс заявит о себе изменением физических полей (гравитация, электрические и магнитные поля), излучением или поглощением электромагнитных волн, звуков, сейсмических колебаний, потоком частиц или запахами.
Но не всякая информация имеет материальное воплощение. Таковы компьютерные виртуальные миры, с фантастическими объектами, порождаемыми человеческим воображением и фантазией. Они воспринимаются нашим зрением и слухом, но их нет в природе, они выдуманы. Неограничен и разнообразен мир наших фантазий! Человеку свойственны мыслительные и умозрительные образы и построения, часто не имеющие материальной природы, но несущие информацию важную для нашей жизни. Из этого следует, что в мире информации имеются не только информационные отражения всех материальных объектов и физических процессов, но и фантазии и умозрительные образы разумных существ, очень важные для их существования.
Информации свойственно многообразное представление, ибо одна и та же информация может быть представлена текстом, звуком, изображением и множеством сигналов разной природы. Через зрение человек получает до 90 % информации об окружающем мире, через слух до 10%, а обоняние, осязание и вкус служат больше для дифференцирования зрительной информации, отбору и запоминанию наиболее значимой информации.
Информация это не энергия, не пространство и не материя, но она не менее фундаментальна и важна для существования человека как эти составляющие! Так за счет новой информации можно устранить недостаток (нехватку) энергии, материи, пространства и времени. Например, при недостатке энергии и материи создаются энергосберегающие и материало-сберегающие технологии, а это, прежде всего, новая информация. Зато недостаток информации не всегда можно устранить за счет этих фундаментальных составляющих.
Количество информации, которым обладает человечество, возросло за последние 100 лет более чем в 100 раз, причем за последние 10-15 лет, более чем в 3 раза. Соответственно возросли информационные потоки и информационные нагрузки на человека. Тенденция ускоренного роста количества информации и средств для ее сбора, хранения, обработки и передачи сохранится в ближайшие десятилетия. Теперь без компьютерных технологий не может далее развиваться не только экономика, но и многие сферы жизнедеятельности человека.
C точки зрения человека важнейшие свойства информации полнота, достоверность, актуальность, своевременность, полезность и бесполезность, правдивость и ложность. В теории информации и кибернетике обычно рассматривается только та часть информации, которая позволяет решать поставленные задачи. По определению К. Шеннона информация должна уменьшать неопределенность в решении поставленной задачи.
Особенно важны для человека правдивость и ложность информации. Ложная информация это как бы информация с отрицательным знаком, запутывающая суть вещей и удаляющая человека от верного решения поставленной задачи. Природа не создает ложную информацию, ее создают люди для достижения своих целей. Правдивая и ложная информация являются мощным оружием защиты или уничтожения человека. Человек не может жить, получая все время ложную информацию. Все его действия станут ошибочными, и он быстро погибнет, от какой-то своей ошибки. Ложная информация может быстро отнять у человека его честь и достоинство, материальное благополучие, здоровье и саму жизнь.
Точно так же можно разрушить любую общественную систему, вдалбливая в головы ее граждан ложную информацию через средства массовой информации. В Истории много тому примеров. Так миллионы немцев обманутые гитлеровской пропагандой, пошли истреблять другие народы, считая их низшей расой (не арийцами). Эта массовая ложь кончилось гибелью многих из них и уничтожением около 30 млн. человек! Во многом за счет ложной информации, используемой в информационной войне, была разрушена великая держава – СССР. Материальные последствия этого разрушения эквивалентны результатам большой войны, включая вымирание более 10 миллионов бывших советских граждан. Наверняка никто не поддержал бы в начале 90-х годов «демократов и реформаторов», если бы они правдиво объяснили, что станет с нашей страной всего за несколько лет.
К сожалению и в наш просвещенный и технотронный век многие люди считают информацию безобидной абстракцией, не видя в ней грозную силу, меняющую всю их жизнь. Правящая элита давно использует лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией» и умело вдалбливает в головы граждан свои идеи, которые плачевны, или даже гибельны (как идеи Гитлера) для большинства населения. Нет равноправия в получении правдивой информации, и правящая элита часто и безнаказанно обманывает миллионы своих соотечественников. Нет жесткого наказания за всякую ложь, особенно через средства массовой информации, как за применение оружия массового поражения людей. Правящая элита США и стран НАТО ведет настоящую информационную войну против большинства населения Земли, навязывая свое мировоззрение и образ жизни, часто неприемлемый и гибельный для многих стран. Для этого используется многочисленные телецентры и радиостанции, разбросанные по всему миру и говорящие на всех языках, а в некоторых странах и национальные телевидение и радио, как в России.
В наши дома постоянно врываются огромные потоки информации через телевидение, радио, печать, компьютерные сети, видео и звукозаписи, фильмы. Наивно думать, что все это полезная информация. Она может быть страшнее, чем затаенные вирусы опасных болезней, отравленная вода, пища и воздух! Получив какую –либо информации, даже песню любимого актера, надо разобраться зачем, кто, с какой целью, создал эту информацию и чем она нам может грозить. Как опасную заразу надо уничтожать, не допускать в свой дом, всякую информацию мешающую выживанию Человечества, страны, региона, города, улицы дома и отдельного человека. Не следует быть жертвой глупого самообмана и надеяться на кого-то очень доброго и умного, кто спасет Вас от этой заразы. Каждый в меру свих сил должен бороться с информацией мешающей выживанию в самом высоком и широком смысле этого слова.
Нет способов отличить ложную информацию от правдивой без применения ее на деле. Но как только люди начинают использовать ложная информация, она вызывает ошибки, чреватые многими неприятностями и бедами для них (этого и добиваются создатели ложной информации!). Самый доступный метод поиска правдивой информации это сравнение мнений противоборствующих сторон (например, правящей элиты и оппозиции). На деле избежать обмана очень сложно, ибо ложная информация искусно маскируется, красиво оформляется, многократно повторяется, а правдивая информация, скрывается, замалчивается, искажается и извращается.
Методы информационной борьбы и информационной войны быстро совершенствуются, используя современные информационные технологии и знания природы человека. Это особенно негативно сказывается при рыночной конкуренции и борьбе между людьми. Ложная информация вызывает ошибочные решения и действия, что при современных глобальных технологиях и средствах массового поражения людей может привести к глобальным катастрофам и самоуничтожению всего Человечества. Поэтому с развитием глобальных технологий ложная информация и ее использование в конкурентной борьбе между людьми становятся недопустимыми! Информационная война также опасна и не допустима, как обычная война!
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература