13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
Современные компьютеры пока не могут решать многие задачи с неопределенными условиями и творческие задачи. Как отмечено выше, многие задачи управления СЭС являются творческими, или задачами с неопределенными условиями. Поэтому компьютеры не могут пока заменить людей, принимающих важные для жизни СЭС решения. Как только люди, принимающие важные решения будут заменены суперкомпьютерами нового поколения, способными решать творческие задачи, Человечество ждет множество опасностей, ибо контролировать такие компьютеры мы не сможем, и они будут управлять нами по неведомым нам принципам!
С другой стороны мы уже сейчас не можем решать управленческие задачи без компьютеров. Самый талантливый руководитель не способен принять обоснованные и просчитанные на длительную перспективу решения без компьютеров. Совсем недавно творческими считались задачи моделирования по известным алгоритмам, расчета многочисленных вариантов и вероятностных характеристик, сложные логические головоломки. Теперь это рутинные задачи, быстро решаемые на компьютерах. Многомиллионная армия программистов, и специалистов всех уровней ежедневно и ежечасно решает на компьютерах все новые и новые задачи, переводя их из разряда творческих в рутинные. Поучительным примером был тест разумности, предложенный в 1950 г. Аланом Тьюрингом. Он считал, что ЭВМ можно считать разумной, если она сможет вести светский разговор с человеком, подобные программы для ЭВМ могут появиться после 2000 года. Но уже в 1965 г. подобная программа «Элиза» была создана, а затем быстро усовершенствована так, что ЭВМ поддерживала светскую беседу, путем общения через клавиатуру и дисплей, и специально обученные специалисты психологи не могли отличить, с кем они общаются, с человеком или ЭВМ. Если учесть, что современные компьютеры стали в сотни раз мощнее, чем в 60-х годах и могут имитировать теперь речь и видеоизображения человека, то теперь можно решать более изощренные задачи. В частности уже создаются виртуальные человеческие образц, с которыми мы общаемся как с живыми людьми по компьютерной сети Интернет. Может оказаться, что виртуальный образ будет более интересным и симпатичным собеседником, чем реальные люди!
В настоящее время имеются следующие возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений для управления социально-экономическими системами:
1. Компьютерное моделирование СЭС или отдельных их составляющих. С помощью моделирования на современных компьютерах можно проследить за изменениями многочисленных взаимосвязанных параметров на длительную перспективу и влияние на них, меняющихся внешних условий. Так можно просмотреть несколько различных альтернатив развития СЭС, не подвергая ее опасным экспериментам, и выбрать оптимальный вариант. Возможности моделирования сложных СЭС быстро возрастают с увеличением мощности компьютеров и созданием новых эффективных методов компьютерного моделирования. Теперь уже можно создавать модели с видео изображениями и звуками, что ускоряет их восприятие и анализ человеком. На очереди создание виртуальных моделей СЭС, с множеством образов и их трансформацией во времени и пространстве по заданным законам.
2.Решение разнообразных оптимизационных задач методом линейного и нелинейного программирования. Без современных компьютеров уже невозможно найти оптимальное решение для многих сложных ситуаций, когда нужно быстро решить сотни и тысячи сложных уравнений и неравенств с учетом сотен взаимосвязанных параметров и начальных условий. Компьютер решает подобные задачи в тысячи раз быстрее человека и без ошибок. Оптимизация распределения ресурсов, транспортных перевозок, загрузки мощностей выполняется с помощью разнообразных методов оптимизации.
3.Поиск оптимальных стратегий в сложных условиях конкуренции и противоборства с использованием методов теории игр. Даже при малом числе игроков в сложной многофакторной игре с динамичным изменением условий игры, человек не способен найти оптимальную стратегию. Современные компьютеры уже могут лучше человека играть в шашки, шахматы, военные и другие игры с четко определенными правилами и ограничениями при любой сложности и объемах информации, непосильных для человека. Так широкомасштабная военная операция США в Ираке «Буря в пустыне» разработана на компьютерах Пентагона как компьютерная игра. Это недавний пример как в компьютерных играх гибнут мирные люди, потому что перепроверить компьютерные расчеты никто не мог.
4. Разработка оптимальных стратегий массового обслуживания, с использованием методов теории массового обслуживания. Это позволяет найти оптимальные соотношения между временем ожидания в очереди и скоростью обслуживания с минимальными затратами
5.Создание экспертных систем для решения сложных научно-технических задач в социологии, экономике, медицине, космических исследованиях, в авиации, ядерной физике, в химии и многочисленных сложных технологических процессах. Компьютеры позволяют быстро находить верные решения в сложных условиях, используя накопленные знания и опыт специалистов-экспертов. Компьютеры могут накапливать опыт, и учится на нем, находить правильные решения, опираясь на инструкции, законы и правила, находить и формулировать новые правила и законы из анализа большого объема данных.
Особенно важно применение компьютерных технологий при принятии стратегических решений, цена которых высока, вплоть до самоуничтожения. Нужно всесторонне исследовать систему, разработать ее компьютерные модели и проанализировать многочисленные сценарии развития, чтобы найти наиболее безопасные из них.
Современные мобильные и широко распространенные компьютеры превосходят человека более чем в 10 раз по скорости ввода (восприятия) информации, даже для зрения. При восприятии звука компьютер эффективнее человека в тысячи раз, а текста в сотни тысяч раз. По скорости вывода и передачи информации в виде звука человек так же уступает компьютеру в тысячи раз, а текста в сотни тысяч раз! Двухчасовую лекцию один кибер может передать другому за тысячную долю секунды и абсолютно точно! По скорости обработки цифровой и логической информации компьютеры превосходят человека в миллион раз! Значит уже сейчас роботы смогут больше и быстрее видеть, слышать, читать, считать и главное в тысячи раз быстрее учиться! Это откроет человеку новые фантастические возможности, но и грозит многими страшными бедами!
- 1.1 Введение, назначение курса, государственный стандарт
- 1.2 Определения и термины для научных методов
- Логический метод – логически воспроизводится история развития объекта без случайных, несущественных деталей.
- 1.3 Краткая история развития мировоззрения и естествознания на Земле
- Мировоззрение древних народов, зарождение научных методов, Вклад древнегреческих ученых в начало наук
- 2.1 Мировоззрение древних народов
- 2.2 Древнегреческая натурфилософия
- Архимедова механика. Наука в эпоху с 1-го по 15-й век. Введение в математику, математика как язык естественных наук Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 3
- 3.1 Архимедова механика
- Архимедова механика, которой пользовались древние греки и после них до наших дней.
- 3.Правило винта, домкрата.
- 3.3 Введение в математику, математика как язык и основа естественных наук.
- Аксиомы
- Введение в физику. Наука о движении кинематика и ее законы. Динамика, законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 4
- 4.1 Введение в физику
- 4.2 Наука о движении - кинематика и ее законы Обозначения и единицы измерения.
- Общие законы движения
- 1 Закон. Если на тело не действуют другие тела, оно сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Это закон инерции, первый закон Ньютона.
- Движение тела по окружности.
- Динамика, обозначения и единицы измерения.
- При расстоянии между ними - r
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 5
- 5.1 Гидродинамика, стационарное и турбулентное течение, капилляры.
- Применение уравнения Бернулли:
- 5.2 Колебания. Волны, звук
- 2. Если нечетное π то вычитание
- 3. Сложение колебаний с близкими частотами ω1, ω2
- Затухающие колебания.
- Волновой процесс.
- Звук, звуковые волны
- Приложения к лекциям м.Ф. Шабанова. Лекция № 6.
- 6.1 Теплофизика и термодинамика
- Тепловое расширение твердых тел
- Уравнение теплопроводности Фурье
- Уравнение переноса или диффузии газа
- 6.2 Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества, законы для идеальных и реальных газов
- 6.3 Газовые законы для идеального газа
- Законы Гей-Люссака 1802 г.
- Уравнения Клаперона-Менделеева
- Связь между скорости движения молеку с температурой и давлением газа
- 6.3 Циклы Карно, тепловые машины Работа газа при расширении
- 6.4 Химия наука о веществе, химических реакциях и химических системах.
- 6.5 Органическая химия
- Электричество, электродинамика. Электромагнитная картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 7.
- Особенности электромагнитной картины мира.
- 7.1 Электростатика
- 7.2 Электрический ток, электрические цепи
- 7.3 Электромагнитное излучение и его измерение.
- Спектральные линии
- 7.4 Геометрическая оптика.
- Световой поток, сила света и освещенность.
- Основные составляющие мира. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 8. Структурные составляющие мира - микромир, макромир, мегамир.
- 8.1 Основные, фундаментальные составляющие мира
- Формула (1) отражает рост массы – m от скорости V. Формула отражает зависимость энергии от массы тела. Обозначения в формулах:
- Энергия
- 8.2 Свойства и значение информации
- Особенности современной физики. Понятие о строении материи. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 9.
- 9.1 Ученые и развитие науки в хх-ом веке
- 9.2 Законы сохранения в замкнутых системах и законы симметрии
- Законы симметрии.
- 9.3 Атомная физика ядра атомов и элементарные частицы
- Астрономическая картина мира Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция № 10.
- 10.1 Астрономические явления, связанные с вращением Земли и ее движением по орбите
- 10.2 Измерения времени, календарь
- Календарь.
- 10.3 Солнечная система.
- 10.31 Наша звезда Солнце.
- Основные типы ядерных реакций, их энерговыделение.
- 10. 32 Планеты солнечной системы
- 19.33 Планеты – гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- 10.4 Образование солнечной системы, космогонические гипотезы.
- 10.5 Образование Вселенной, элементы космологии.
- Горячая Вселенная.
- Адронная эра
- Биология. Основные понятия, классификации, законы биологии. Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №11
- 11.1 Основные понятия, уровни биосистеми их составляющие
- 11.2 Генетика, генетический код, одноклеточные организмы
- 11.3 Законы биологии и их возможные применения
- Литература.
- История Земли. Возникновение и развитие жизни на Земле Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №12
- 12.1 Образование Земли и ее строение
- 12.2 Происхождение и развитие жизни на Земле
- 12.3 Биологические эры в истории Земли
- 12.4 Происхождение и эволюция человека
- Литература.
- Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №13
- 13.1 Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
- 4. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Всякая система содержит взаимодействующие противоположности, и это взаимодействие служит двигателем эволюции.
- Заключение по системным законам
- 13.2 Особенности системного анализа социально-экономических систем (сэс) и возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений
- Управление сэс всегда происходит в условиях неопределённости по трем причинам:
- 13.3 Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений
- Литература.
- 14.1 Законы кибернетики в приложении к управлению социально экономическими системами
- Cинергетика и информационное управление Приложение к лекциям Шабанова м.Ф. Лекция №15
- 15.1 Синергетика и традиционное научное мышление
- 15.2 Информационное управление человеком и общественной системой
- 15.3 Методы информационного управления и информационной войны
- Литература.
- 16.2 Научные прогнозы будущего, учение в.И. Вернадского о ноосфере.
- Литература