logo
ЕНКМ лекции Шабанова

1.2 Определения и термины для научных методов

Концепция от латинского (conception) – система принципов, взглядов, понимания процессов и явлений окружающего мира.

- единый определяющий замысел, ведущая мысль художественного произведения или научного труда.

Естествознание – система знаний о природе, отрасли наук изучающих окружающий мир как он есть, в его естественном состоянии. К естественным наукам относятся; физика, химия, биология, астрономия, науки о Земле, психология, технические и технологические науки. Математика является языком естественных наук, многие ее разделы созданы для описания проблем, задач и целых отраслей естествознания. В последние годы, благодаря появлению и повсеместному использованию компьютеров, математика также активно используется в гуманитарных науках.

Концепция естествознания – Результаты научных исследований, выраженные в виде научных теорий, законов, моделей, гипотез и эмпирических обобщений.

Культура – исторически определенный уровень развития человека и общества, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в созданных материальных и духовных ценностях, уровень развития науки, техники и технологий.

Гуманитарные науки – обращены к человеческой личности, к правам и интересам человека, изучают общество. Это философия, история, экономика, юриспруденция, этика, искусствоведение, литературоведение, филология, социальные науки.

Метод (от греческого methods – путь исследования или познания) – совокупность приемов, действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Научный метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического познавания действительности.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпирических и теоретических сторон, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Эмпиризм (от греческого слова imperia – опыт) – философское учение, признающее человеческий опыт единственным источником знания; эмпирический – основанный на опыте.

Теория (от греческого theory – наблюдение, исследование) означает в науке:

  1. обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества;

  2. совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее.

К эмпирическим методам в естествознании относят: эксперимент, измерение, наблюдение, описание, сравнение.

Научные методы теоретического уровня исследований следующие:

  1. формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

  2. аксиоматизация – построение теории на основе аксиом, т.е. утверждений, не требующих доказательств;

  3. гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

  1. всеобщие методы, которые применяются во всех областях науки, других сферах человеческой деятельности;

  2. конкретно-научные методы, применяемые в отдельных разделах науки.

Всеобщие методы:

  1. анализ – разделение целостного предмета, явления на составные части: стороны, признаки, свойства или отношения с целью их всестороннего изучения;

  2. синтез – соединение ранее выделенных частей предмета явления в единое целое;

  3. абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств или отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений изучаемого объекта для их детального исследования

  4. обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

  5. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

  6. дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

  7. аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

  8. моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал в наших исследованиях, по свойствам, важным для исследования;

  9. классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствие с каким-либо важным для исследования признаком;

  10. исторический метод – воспроизводится история изучаемого объекта с учетом всех мельчайших деталей и случайностей;